Чем грозит Беларуси обращение к спецдокладчику ООН, касающееся пыток Санникова?

После проведенной 25 января женой политзаключенного Ириной Халип пресс-конференции, стало известно о пытках, которым подвергался бывший кандидат в Президенты Андрей Санников за последние 3 месяца, в течение которых к нему не допускали адвоката и родственников.

В связи с таким беспрецедентным давлением на Андрея Санникова, практически полной его изоляцией от семьи, адвоката, внешнего мира и применением к нему пыток, семья политзаключенного приняла решение при помощи гражданской кампании «Европейская Беларусь» обратиться с сообщением к специальному докладчику ООН по вопросам о пытках

Для того, чтобы спецдокладчик смог отреагировать на сообщение, оно должно содержать следующую минимальную информацию:

а. Полное имя жертвы;
b. Дата, на которую имело место применение пыток (по крайней мере, месяц и год);
c. Место, где лицо было задержано (город, область и т.д.) и место, в котором пытки проводились (если известно);
d. Индикация силы применения пыток;
e. Описание форм примененных пыток и причиненного в результате вреда;
f. Определение лица или организации, предоставившего доклад (имя (название) и адрес будут сохранены в тайне).

На момент подачи жалобы родственники и адвокат политзаключенного уже имели всю необходимую для спецдокладчика информацию.

В частности, в жалобе говорится о том, что кандидат в Президенты Андрей Санников был арестован 19 декабря 2010 года во время разгона мирной демонстрации против фальсификации выборов в Минске. До суда, который состоялся в мае 2011 года, находился в СИЗО КГБ, где подвергался пыткам. Заявление о применении к нему пыток в КГБ он сделал в суде.

Был приговорен к 5 годам лишения свободы, для отбытия наказания направлен в колонию № 10 в Новополоцке, затем переведен в исправительную колонию в Бобруйске, что является грубым нарушением закона. Этапирование длилось более 3-х недель, хотя расстояние между колониями чуть более 100 км.

После прибытия в Бобруйск, Санников рассказал своему адвокату о психологических пытках, давлении и угрозах во время этапа. Он открыто сказал о том, что ему заявили: «Если не будешь сотрудничать с органами власти, то до конца пересылки не доживешь». Затем Санникова перевели в исправительную колонию № 3 г.Витебска, после чего с 8 ноября 2011 года по 20 января 2012 года его никто не видел и не получал от него вестей.

На встрече с адвокатом 20 января и с женой 24 января Санников заявил, что постоянно подвергался пыткам с момента его перевода из колонии № 10 в Новополоцке. Свидания  проходили под жестким контролем тюремной администрации, Санникову был явно запрещено рассказывать о пытках, но он успел сообщить, что пытки включали в себя  физическое и психологическое давление, угрозы убийства его жены и 4-летнего сына. Вероятно, администрация колонии ему не позволяла встретиться с адвокатом ранее – для того, чтобы скрыть видимый результат пыток.

Согласно белорусским законам, тюремное заключение организуется и контролируется Департаментом исполнения наказаний, который является подразделением министерства внутренних дел. Пребывание Санникова в тюрьме и его переводы были организованы этой структурой. В сообщении говорится о том, что именно эти должностные лица также несут ответственность за сокрытие информации о текущем состоянии  Санникова.

Заявители предполагают, что физическое давление на заключенного также использовалось, но какая-либо конкретная информация, отсутствует, так как контакты с Санников ограничены, а независимой медицинской экспертизы не проводилось.

Мы попросили правозащитника Сергея Устинова прокомментировать данную ситуацию и последующие действия, которые может предпринять спецдокладчик ООН по пыткам.

«Считаю, что исходя из заявлений в СМИ, сделанных супругой экс-кандидата в президенты Ириной Халип, обращение к специальному докладчику по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, в сложившейся ситуации более чем оправдана. Власти до сих пор не опровергли эти заявления, хотя в соответствии со ст.171 УК Республики Беларусь, сообщения в средствах массовой информации могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, или, по крайней мере, поводом к проведению серьёзной проверки, ведь заявления о пытках должны рассматриваться незамедлительно, тщательно и беспристрастно. Кроме того, родственники предполагаемой жертвы пыток должны иметь практическую возможность участвовать в следственных действиях, представлять доказательства, которые должны приобщаться к материалам следствия, получать информацию о ходе расследования и о решениях, принимаемых в связи с расследованием или его результатами. Все-таки государство как никто другой должно быть заинтересовано в том, чтоб на его территории люди не подвергались пыткам.
Получив данное сообщение, в компетенции спецдокладчика обратиться к правительству Республики Беларусь со срочным запросом о разъяснениях в связи с предполагаемыми нарушениями прав человека  в отношении данного лица, и потребовать от правительства предпринять меры по защите или восстановлению прав человека. Кроме того, спецдокладчик вправе направить правительству письмо-призыв к незамедлительным действиям, так как вопрос связан с возможным возникновением опасных для жизни ситуаций.
К сожалению, посещение страны спецдокладчиком и изучение ситуации на месте, возможно только при согласии на это правительства Беларуси.  Стоит отметить, что данная ситуация  будет отражена спецдокладчиком в ежегодном докладе Совету по правам человека ООН, что, в свою очередь, негативно повлияет на имидж Республики Беларусь среди мирового сообщества», – заявил правозащитник.