Ландер К.И.

Карл Иванович Ландер, (1883-1937), родился в местечке Вергалы Курляндской губернии (ныне Латвия), в семье учителя. Национальность – латыш. Образование – неоконченное высшее: учился на историко-филологическом факультете Московского университета, но был отчислен, затем устроился народным учителем. Работал журналистом в Петербурге, редактором городской газеты в Самаре, увлекался историей, в 1909г. организовал издание «Истории Латвии». По убеждениям был христианским социалистом и толстовцем, отрицал насилие. Но в 1905г. сблизился с большевиками и изменился. В том же году вступил в РСДРП(б), участник  вооруженного восстания в декабре 1905г. в Москве, командовал «боевыми дружинами», нападавшими на войска и полицию. Семь раз был арестован, но наказаниям подвергался незначительным.[1]

В 1914г. уклонился от призыва в армию «по состоянию здоровья», и вместо фронта поступил на службу в «Земгор» – в то время «крышу» для многих легальных дезертиров. Вел антивоенную агитацию среди солдат, после свержения монархии – член Минского и Северо-Западного обкомов партии большевиков, член Совета Западного фронта. В октябре 1917г. руководил вооруженным захватом большевиками власти в Минске. Стал членом ВРК Западного фронта и председателем Минского Совета депутатов, депутат Учредительного Собрания и принимал участие в расстреле демонстрации в его защиту в Петербурге.[2]

Был назначен Председателем СНК Западного фронта и области, членом Президиума ВЦИК. В декабре 1917г. организовал разгон Всебелорусского Съезда, созванного сторонниками провозглашения независимости Белоруссии, руководил арестами его актвистов. В 1918-1919гг. руководил созданием «Трудовой армии» Минской и Смоленской губерний – с принудительным трудом и палочной дисциплиной, с расстрелами за  невыход на работу без уважительных причин[3]. Сблизился с Л.Д.Троцким, активный сторонник идеи «мировой революции» и насильственного введения коммунизма в стране. В 1919г. выступил против провозглашения БССР, отрицал существование белорусского народа и языка[4]. Аналогично Ландер относился к идее государственности и всех остальных народов России.

В 1920г. поступил на службу в ВЧК, и был назначен Особоуполномоченным ВЧК по Донской области и Северному Кавказу, начальником особого отдела  ВЧК Кавказского фронта. С собой Ландер привез из Москвы группу в 80 человек «надежных чекистов», и начал «действовать». В числе его приказов:

-приказ о сожжении населенных пунктов, население которых поддерживает отряды «зеленых» и казаков, о расстреле в них всего взрослого населения и депортации остальных в Центральную Россию;

-о конфискации имущества родственников лиц, ушедших в отряды «зеленых» и казаков;

-о взятии в заложники родственников лиц, состоящих в антибольшевистских формированиях[5].

Для реализации этих «мер» Ландер сформировал специальные «тройки» с внесудебными полномочиями на применение расстрела. Все карательные акции планировались им в целях устрашения и предусматривали обязательное взятие новых заложников – чтобы было кого казнить в следующий раз.  Но «производительность труда» своих подчиненных Ландер считал слишком низкой: так, в Пятигорске расстреливали «всего» по 300 человек в день, а в Кисловодске расстреляли раненых и больных в госпитале вместо того, чтобы  казнить живых и здоровых буржуев[6]. И обязывал партийные ячейки принимать деятельное участие в составлении списков на расстрел.  Только в октябре 1920г. «тройки» Ландера вынесли свыше 6000 смертных приговоров, и все их Карл Иванович утвердил – не глядя, по телефону[7].

В 1921г., с окончанием Гражданской войны, Ландер остался не у дел. Поддерживал Троцкого, потом – Зиновьева, но с неудачей этих оппозиций переметнулся к Сталину. Работал в Московском комитете партии, а в 1922-1923гг., вместе с А.В.Эйдуком занимался  взаимодействием с иностранными миссиями помощи голодающим, но после скандального увольнения Эйдука за коррупцию и злоупотребления, уйти пришлось и  Ландеру[8]. До 1925г. он числился в наркомате внешней торговли, но показал там полную профнепригодность, и был переведен в «кадровый резерв»ЦК ВКП(б).  И.В.Сталин не знал, куда его девать, и в 1928г. отправить Ландера на пенсию – в возрасте 45 лет.

Но К.И.Ландер был недоволен тем, что его вытолкнули с политической арены. В начале 30х годов он установил контакт с ранее знакомыми ему по Белоруссии А.Ф.Мясниковым и В.Г.Кнориным, и они начали подбор людей в состав «боевой группы»: Ландер предполагал ее силами захватить Кремль, и выпустить воззвание «к революционным элементам партии и армии»[9]. Именно так он действовал в Минске в октябре 1917г. Но ситуация изменилась: взять Кремль группа в несколько десятков, даже сотен боевиков, шансов почти не имела. И захват Кремля не означал контроля над Москвой, тем более – над страной. «План Ландера» был авантюрой, и, кроме бессмысленных жертв, ни к чему бы не привел. Что делать в случае удачи, толком не знал и сам Ландер. Тем не менее,  приобреталось оружие,  проводились теоретические занятия, составлялись планы  местности. Скоро «занятия» Ландера стали известны НКВД, а затем  и  Сталину.  Иосиф Виссарионович к затее Ландера отнесся серьезно. Сталин приказал с Ландером «заканчивать»: с него хватало и  Тухачевского.

К.И.Ландер был  арестован в ходе спецоперации ГУГБ НКВД, арестованы были  и многие члены его группы. При задержании некоторые из них оказали вооруженное сопротивление. Ландеру было предъявлено обвинение в подготовке и планировании терактов, в подготовке  вооруженного мятежа.  Карл Иванович Ландер полностью признал свою вину, и 29 июля 1937г. был расстрелян.

Подготовка и планирование террористических актов, независимо от политической мотивации, является тяжким  преступлением. Аналогичным образом рассматривается  законодательством любой страны мира и подготовка  вооруженного мятежа. Тем не менее, в 1957г. К.И.Ландер был полностью реабилитирован. Его именем до сих пор названы улицы в Минске, Ростове-на-Дону, Ставрополе, других городах. Вплоть до 1991г. Ландер воспевался, как «настоящий революционер-ленинец»[10].



[1] //Вопросы истории, 1971,№1.

[2] Протасов Л.Г. Люди Учредительного Собрания:портрет в интерьере эпохи. М.,2008.

[3] Афанасьев В.Г. Энциклопедия Смоленской области. Т.1. М.,2001.

[5] Петров Н.В. Организация и развитие органов ВЧК-ГПУ на Кавказе. 1918-1934. Ставрополь, 2004.

[6] Куртуа С., Верт Н.,Панне Ж.-Л.,Пачковски А., Бартошек К., Марголен Ж.-Л.  Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии. М.,2001.

[8] Бровкин В.Н. Политика партии и социальный переворот в России. 1918-1922. Париж, 1994 (на фр. Яз).

[9] Баландин Р., Миронов С. Заговоры и борьба за власть в СССР в 1930е годы. М.,2003.

[10] См.напр., Чергинец Н.И. Приказ №1. М.,1988.