Кривицкий В.Г.

Вальтер Германович Кривицкий, (наст. Имя – Самуил Гершевич Гинзберг), (1899-1941), родился в г.Подоволочиск (тогда – Австро-Венгрия, ныне – Тернопольская обл. Украины), в семье торговца. Национальность – еврей. Получил среднее образование, «самоучкой» выучил несколько иностранных языков. Рано увлекся политикой, состоял в марксистских кружках. С началом Первой мировой войны уклонился от призыва в армию, перешел на нелегальное положение. В 1918г. перебрался на Украину, где вступил в подпольную большевистскую организацию, а в 1919г. вступил в партию большевиков. В органах ВЧК – с 1918г. Ему было поручено вести разведывательную деятельность против австрийских и немецких войск, находившихся на Украине, но Кривицкий «увлекся» другим: стал устраивать засады на австрийских и немецких солдат, используя в качестве огневой точки квартиры в жилых домах. Понятно, что от ответного огня гибли мирные люди: немцы не устраивали «контртеррористических операций» в их современном понимании, а просто обстреливали все здание или бросали в окна гранаты. Кривицкому было известно о том, что будет именно так, но это его не останавливало. В результате на нескольких убитых Кривицким немецких солдат приходились десятки мирных жителей. Еще одна «затея» Кривицкого – он и нанятые им люди бросали самодельные бомбы в кафе, где находились немцы и австрийцы. Понятно, что кроме них там находились обычные граждане: в отличие от Второй мировой никаких кафе «только для немцев» не было. Но Кривицкого это не волновало[1].

В 1920г. В.Кривицкий был принят на служу в военную разведку РККА в качестве специалиста по западноевропейским странам, преподавал в Высшей школе военной разведки, получил воинское звание комбрига, параллельно стал работать в Институте военной промышленности (в 1933-1934гг. был его директором). В советской исторической литературе времен «перестройки» было принято восхвалять его деятельность того периода, но позднее появились другие оценки. В частности, будучи директором Института военной промышленности он заключал заведомо невыгодные для СССР сделки с американскими фирмами: в СССР ввозилось негодное оборудование или вовсе контракт не выполнялся, но Кривицкий скрывал это от руководства и писал заведомо «липовые» отчеты[2].

В 1934г. Кривицкий был командирован в Австрию, а в 1936г. –в Германию. Командирован он был как «нелегал», что странно: в Австрии и Германии контрразведка хорошо о нем знала еще со времен его «подпольной работы» на Украине если бы он работал в составе советского посольства – под «легальным» прикрытием, ничего страшного в этом бы не было. Но, поскольку он был «нелегалом», он очень скоро был взят под «колпак» немцами, которые стали «скармливать» ему тщательно подготовленную дезинформацию, а под вербовку ему «подставляли» свою агентуру. Кривицкий этого не замечал, и отправил в Москву, в частности, якобы подлинную переписку японского военного атташе с МИД Японии по вопросам японо-немецких отношений. Как оказалось позднее, это была подделка[3].

В декабре 1936г. Кривицкий получил приказ заморозить свою агентурную сеть в Германии, а в марте 1937г. его срочно вызвали в Москву. Причин было две: во-первых, Москва стала сомневаться в достоверности посылаемых Кривицким информаций, а во-вторых, там пришли к выводу, что некоторые из агентов Кривицкого – немецкая «подстава». Кроме того, после ареста Ягоды стало известно, что зарубежные резиденты, в том числе, Кривицкий, нецелевым образом расходуют крупные суммы  государственных денег, выделяемых на агентурную работу. К Кривицкому возникло слишком много претензий, чтобы его можно было оставлять на работе за границей. Вот только один пример: Кривицкий по своей инициативе начал негласное наблюдение за сотрудниками советского посольства в Берлине и сбор сведений о ходе секретных консультаций между Риббентропом и прибывшими в Берлин личными представителями Сталина[4]. Это выходило далеко за пределы полномочий Кривицкого, и возникал вопрос – зачем ему это нужно? Советскому правительству эта информация была не нужна. Она могла быть востребована только кому-то «третьему», например, англичанам или французам, если бы Кривицкий им эти сведения продал. Кривицкого начали подозревать в том, что он перевербован. В мае 1937г. В.Кривицкий был отправлен в командировку в Гаагу, но уже под наблюдением НКВД. В июле 1937г. один из ближайших сотрудников Кривицкого Рейсс, сбежал во Францию и открыто порвал с советским режимом. Кривицкому было предложено выявить его и уничтожить, но он не только этого не сделал, но и предупредил Рейсса об опасности. Осенью 1937г. Кривицкого вызвали в Москву. Понимая, что там его арестуют, он принял решение бежать, получил политическое убежище во Франции, а в 1938г. переехал в США. Написал ряд скандальных статей, разоблачающих сталинский режим и издал мемуары. Кривицкий уверял, что мотивы его бегства  – идеологические, но то, что о нем написано выше, опровергает это, хотя утверждения Кривицкого о своих симпатиях к Троцкому – скорее всего, правда[5]. Активно сотрудничал с американскими спецслужбами, выдал всю завербованную им агентуру в европейских странах, в том числе, в нацистской Германии, хотя ему было известно, что эти люди могут быть казнены либо осуждены к длительному лишению свободы[6]. На судебных процессах над своими бывшими агентами в Британии и США выступал в качестве главного свидетеля обвинения[7].

10 февраля 1941г. Вальтер Германович Кривицкий был обнаружен застреленным в номере отеля в Вашингтоне. По версии ФБР, Кривицкий покончил с собой, но эта версия неубедительна. Многие думали, что он был «ликвидирован» НКВД, но это предположение опроверг Судоплатов, курировавший в НКВД «ликвидации»[8]. Есть мнение, что его «убрали» сами американцы – Вальтер Германович стал бесполезным, так как раскрыл все, что ему было известно[9].

Интересно, что И.В.Сталин позволил жене и детям Кривицкого выехать в США[10].

[1] //Вопросы истории.1991.№11.

[2] Мартиросян А.Б. 200 мифов о Сталине. М.,2007.

[3] Филби К. Моя тайная  война. М.,1989. Интересно, что сам Ким Филби был выдан Кривицким в 1938г., и  перевербован британцами. Вплоть до начала 1960х годов   КГБ получал от Филби «дезу»…

[4] Кривицкий В.Г. Я был агентом Сталина. М.,1991.

[5] Дойчер И.  Троцкий в изгнании. М.,1990.

[6] Так, выданный  им шифровальщик британского посольства в США получил 10 лет тюрьмы.

[7] Моральную оценку такому поведению Кривицкого читатели пусть дают самостоятельно.

[8] Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. М.,2006. Тогда получается, что Сталину и НКВД скандальные разоблачения Кривицкого были чем-то выгодны. Дял сравнения: упомянутый нами И.Рейсс был расстрелян в Женеве в декабре 1937г. , хотя никаких разоблачений не делал, во всяком случае, публично.

[9] В  практике спецслужб это – довольно обычное дело. Информации этот человек дать больше не мог  никакой, а об американских спецслужбах знал теперь много. И не было гарантии, что он не убежит еще куда-нибудь вместе с этими знаниями…

[10] Кривицкий не был лишен советского гражданства, его не объявили «врагом народа», советская пресса  хранила  молчание. Родственники Кривицкого, оставшиеся в СССР, репрессиям не подверглись. Все это очень странно.