Конституционный Суд переводит стрелки

Конституционный Суд Республики Беларусь ответил на обращение правозащитницы Людмилы Волковой, в котором она просила проверить статью 40 Закона Республики Беларусь №349-3 «Об оказании психиатрической помощи» на соответствие ст.40 Конституции Республики Беларусь.

Согласно ответу вышеупомянутый Закон был рассмотрен в порядке обязательного предварительного контроля на конституционность и признан соответствующим Конституции Республики Беларусь.Суд не увидел в данном законе никаких ограничений основных прав человека, не смотря на то, что нарушения очевидны, а доводы, в пользу не соответствияЗакона Конституции неоспоримы.

Обращение правозащитницы даже не дошло непосредственно судьям Конституционного Суда, а рассматривалось секретариатом. Как и в большинстве случаев,секретариат ограничился формальной отпиской и цитированием закона, где указал, что нормативные правовые акты могут быть рассмотрены Конституционным Судом на предмет их соответствия Конституции только при условии внесения соответствующего предложения уполномоченным инициатором (Президентом Республики Беларусь, Палатой Представителей, Советом Республики, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Советом Министров), а не физическим лицом.

«Ситуация с Конституционным Судом в Республики Беларусь выглядит очень двойственно. С одной стороны, граждане имеют право на обращение в главный Суд страны в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». С другой стороны в ответах говорится, что правом на обращения обладают только уполномоченные субъекты.

В то же время, например в 2012 году, в Конституционный Суд поступило 772 обращения от граждан и организаций. На основе анализа информации, содержащейся в данных обращениях, Конституционный Суд принял ряд решений, не касающихся в основном гражданских прав и свобод человека. Уполномоченные же обращаться в Суд субъекты на основании обращений граждан и организаций с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд даже не обращались.

Таким образом, важнейшие вопросы, затрагиваемые в обращениях правозащитников отсеиваются уже на уровне секретариата. Мы сталкиваемся с проблемой, когда Конституционный Суд страны является недоступным и неприспособленным для простых граждан» – прокомментировала правозащитница Людмила Волкова.

20131127_164658