Эйдук А.В.

Александр Владимирович Эйдук, (1886-1938), родился в селе Одензе Лифляндской губернии (ныне – Латвия), в семье учителя. Латыш по национальности. Получил техническое образование, работал помощником волостного писаря. Позднее в официальных биографиях Эйдука указывалось его членство в партии большевиков с 1903г. На самом деле он вступил в партию в 1906г. Вскоре эмигрировал в Германию, и от политики отошел. В эмиграции жил в Берлине, Вене, работал в различных конторах, пытался продолжить образование, однако в 1914г. началась Первая мировая война, и Александр Владимирович, как российский подданный, был интернирован. До декабря 1917г. содержался в лагере для интернированных лиц, затем был при неясных обстоятельствах отпущен австрийскими властями на свободу и ему разрешили вернуться в Россию, где Эйдук активно включился в работу РКП(б)[1].

В органах ВЧК – с января 1918г.: председатель Ревтрибунала в г.Двинск (ныне – Даугавпилс, Латвия), а в мае 1918г. был направлен вместе с видным чекистом М.С.Кедровым в Северную область, для организации там концлагерей и взятия заложников из числа «буржуазии». Дело в том, что население русского Севера – главным образом, старообрядцы, отрицательно отнеслись к атеистической власти большевиков, тем более, что крестьянство этих краев было зажиточным, и «коммуна» им была не нужна[2]. А.В.Эйдук несет ответственность за создание концлагерей в Онеге, Архангельске, Шенкурске, Сольвычегодске: по поручению М.С.Кедрова он отвечал за режим содержания заключенных и за «отбраковку» тех из них, кто подлежал уничтожению. Нередко эту «отбраковку» Эйдук осуществлял сам[3]. В октябре 1918г. Эйдук и Кедров были отозваны с Севера: красные были выбиты оттуда добровольческими отрядами Е.К.Миллера, и им пришлось искать новое «применение». А.В.Эйдук стал членом Коллегии ВЧК: в награду за «успехи» в карательной политике на Севере, и ему поручили работу следователя по особо важным делам в отделе по борьбе с «контрреволюцией», а затем – зампредседателя Особого отдела ВЧК: Александр Владимирович должен был искать «контру» в рядах РККА[4]. Но долго он там не задержался: ему поручили курировать работу с беженцами и перемещенными лицами, а в 1920г. – курировать агентуру главного таможенного управления Наркомата внешней торговли РСФСР. Посты эти давали широчайшие коррупционные возможности, и Эйдук ими воспользовался: за крупные взятки освобождал воротил черного рынка от ответственности, брал мзду с контрабандистов и с предпринимателей желавших вывезти из РСФСР свое имущество. Но делал он это далеко не всегда: мог взять с человека деньги, а затем приказать его казнить. Что касается беженцев, то и там было чем «поживиться»: люди Эйдука выискивали бывших офицеров, дворян и так далее, а за их неимением – арестовывали кого придется, и буквально требовали выкуп. После его уплаты чаще всего жертву убивали. Процент с «выручки» шел самому Эйдуку, и руководство ВЧК об этом знало, но считало это неважным. Эйдуку покровительствовали один из приближенных Дзержинского С.Ф.Реденс и Г.Е.Зиновьев, глава Коминтерна[5].

Именно А.Эйдуку принадлежит «изобретение»: маскировка производимых расстрелов шумом включенных автомобильных моторов; как «вариант» Эйдук использовал музыку: во время проведения «экзекуции» во дворе ЧК играл духовой оркестр[6]. Много позднее оба «рецепта» Эйдука использовали нацисты.

В 1921-1923гг. был уполномоченным от ВЧК при иностранных благотворительных организациях, занимавшихся помощью голодающим губерниям РСФСР. Фактически же поставляемое из США и других стран продовольствие расхищалось, и Эйдук попросту «крышевал» тех, кто этим занимался, так что «счет» за голод в Поволжье Эйдуку может быть предъявлен с полным основанием.[7]

Однако в своих аферах Эйдук потерял чувство меры. В 1923г. он был со скандалом уволен из ГПУ и исключен из партии: «за систематическое пьянство и игру в казино»[8]. Лишь заступничество Г.Е.Зиновьева спасло его от суда[9]. На крупные посты его больше не назначали, и перевели на хозяйственную работу. Восстановили Эйдука в ВКП(б) только в 1928г[10]. Если бы Александр Владимирович и дальше оставался на хозяйственной службе, возможно, остался бы жив[11], тем более, что он проявил к ней некоторые способности. Но в 1934г. ему предложили работу в системе ГУЛАГ: начальником Восточного района Дмитровлага, и он согласился. В 1936-1937гг. был начальником района Северного канала Дмитлага. В 1937г. стал начальником лагерного управления Южной гавани этого «лагерного конгломерата», и занимал этот пост до лета 1938г.

4 июня 1938г. А.В.Эйдук был снят с работы и в тот же день арестован. Его обвинили в шпионаже в пользу Германии и США, и 28 августа 1938г. расстреляли[12]. Подписи под смертным приговором Эйдуку поставили лично Сталин и Молотов.

В мае 1956г. А.В.Эйдук был полностью реабилитирован, и вплоть до конца 1980х годов воспевался, как «один из лучших соратников Дзержинского».
[1] Энциклопедия секретных служб России. М.,2004.

[2] Зимина В.Д, Белое Дело взбунтовавшейся России. Политические режимы Гражданской войны. 1917-1920. М.,2006.

[3] Мельгунов С.П. Красный террор в России. 1918-1923. М.,1993.

[4] Каппель и каппелевцы. Сб.док. и материалов. М.,2007.

[5] Соломон Г.А. Среди красных вождей. М.,1995.

[6] Виноградов В., Литвин А., Христофоров В. Архив ВЧК. Документы и материалы. М.,2007. См.также: Соломон Г.А., указ.соч.

[7] Шамбаров В.Е. Нашествие чужих. Заговор против империи. М.,2007.

[8] Интересно, что игорный бизнес «крышевал» известный чекист Г.И.Бокий.

[9] Григорий Евсеевич имел все основания заступаться за Эйдука: ведь крупные суммы из похищенного им и его людьми шли «на прокорм» Коминтерна.

[10] Павлюченков С. Орден меченосцев. Партия и власть в 1917-1929гг. М.,2005.

[11] Как остались живы, уйдя вовремя «в тень» люди типа Р.С,Землячки и С.А.Саенко.

[12] Пункт о шпионаже в пользу Германии появился из факта нахождения Эйдука в 1914-1917гг. в немецких и австрийских лагерях интернированных. Что касается шпионажа в пользу США, то э Эйдук получал у некоторых американских бизнесменов «подношения» за доступ к подробной информации об экономическом положении РСФСР. Деятельность этих лиц в принципе попадала под определение «шпионаж» (экономический), а вот в действиях Эйдука были признаки иных преступлений: получение взяток и халатное отношение к должностным обязанностям