Менжинский В. Р.

Вячеслав Рудольфович Менжинский (1874-1934).

Партийная кличка – «Степинский», родился в Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, а в 1902 г. вступил в РСДРП.[1]В 1905-1907 гг. был активным террористом: входил в состав Военной организации при Петербургском комитете  большевистской партии, а затем создал и вооружил в Ярославле  отряд боевиков; в 1907 г. бежал от суда за границу. Несмотря на явные доказательства его преступной деятельности – терроризма, он не был выдан российскому суду.

С 1907 года в эмиграции, жил в Бельгии, Швейцарии (Цюрихе и Женеве). Сотрудничал в газете «Пролетарий», вместе с редакцией которого переехал в Париж. Слушал лекции в Парижском университете, занимался самообразованием, изучал языки. В это время Менжинский входил в группу «Вперед», читал лекции в школе этой группы в Болонье. С 1915 года работал в банке «Лионский кредит».

Вернулся в Россию летом 1917 г., и вошел в Бюро Военной секции при ЦК партии большевиков[2]. Один из организаторов Красной Гвардии, – основной силы Ленина при захвате им власти. Менжинский стал членом Петроградского Военно-Революционного Комитета (ВРК), и наркомом финансов в большевистском правительстве. На этом посту он занимался «экспроприацией» имущества «буржуазии», и «национализацией», – то есть, организованным грабежом  собственности частных лиц в пользу большевистского государства.[3]

Осенью 1919 г. Менжинский становится членом президиума ВЧК, заместителем председателя Особого отдела по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в армии и на фронте. Санкционировал массовые бессудные расстрелы бывших офицеров, пошедших на службу к большевикам, как «подозрительных», расстрелы тех офицеров, которые  служить большевикам не пожелании – как «саботажников», и репрессии против мирного населения в прифронтовой полосе  – «за сочувствие контрреволюции».  При этом Менжинский  не нуждался в указаниях правительства: ему было достаточно устного согласия Дзержинского.

Как на начальнике Особого отдел на совести Менжинского лежит смерть поэта, Александра Блока, так как именно он решил его судьбу. В июле 1921-го нарком просвещения обратился к Ленину с просьбой отпустить поэта Александра Александровича Блока на лечение за границу: тот тяжело болен. Ленин запросил мнение начальника Особого отдела Менжинского (т.к. именно начальник особого отдел подписывал документы на выезд за границу).  Менжинский ответил в тот же день: «Блок натура поэтическая; произведёт на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать стихи против нас. По-моему, выпускать не стоит, а устроить Блоку хорошие условия где-нибудь в санатории». Пока решали, что делать с Блоком, 7 августа 1921 года великий поэт умер.

Осенью 1923 г. Менжинский стал первым заместителем председателя ГПУ, и во всех своих выступлениях подчеркивал: «Помните, что у ЧК один хозяин – партия!».[4] Законы, право, таким образом, изначально отбрасывались Менжинским в сторону.  Инициировал провокации против русской эмиграции (операции «Трест», «Синдикат», «Синдикат-2» ),[5] организовывал похищения и убийства видных ее деятелей (в частности, был отравлен генерал Врангель в 1928 г.). С провокационной целью создавал якобы подпольные антисоветские организации, а после того, как появлялось достаточно желающих в них состоять – их арестовывали. Менжинский инициировал фальсификацию первых массовых политических судебных процессов: Шахтинского дела (1928 г.), дела Промпартии и Трудовой Крестьянской Партии, (1929-1930 гг.) дело Союзного бюро меньшевиков (1931 г.), дело партии правых эсеров (1922 г. – последнее он «вел» по поручению Дзержинского), дела о «националистических» организациях в Беларуси и Украине, в Грузии. [6] По всем этим «делам» привлекались десятки и сотни невинных людей.

Отчасти Менжинский действовал из карьерных соображений: дважды избирался в ЦК партии большевиков, а в 1924 г. получил орден Красного знамени.  В 1929 -1931г.г. по его инициативе проводится операция «Весна» по «изъятию»  бывших царских офицеров и военспецов; в рамках этой операции были уничтожены тысячи офицеров и специалистов; именно здесь кроются многие причины катастрофы 1941 г.

За 8 лет его пребывания руководителем ОГПУ, это ведомство превратилось в «государство в государстве», сохранив и упрочив славу ОГПУ, как «карающего меча» партии.

Последние два года жизни Менжинский серьезно болел. Умер он 10 мая 1934 года, от инфаркта, на правительственной даче «Горки-6». Позже на политических процессах 1937-1938 было заявлено, что Менжинский был убит Ягодой по заданию правотроцкистского блока.

Похоронен у Кремлевской стены. Его именем названы улицы в Москве, Брянске, других городах.



[1] Черная книга имен, которым не место на карте России. С.В.Волков.М.,2004

[2] Вячеслав Менжинский. Интеллигент с Лубянки. Сборник очерков. М., 2008.

[3] Д.Л.Голинков. Правда о врагах народа. М.,2009.

[4] Менжинский В.Р. Избранные речи и статьи. М.,1932.

[5] Велидов В.Красная книга ВЧК. Т.2. М.,1991.

[6] Николаевский Б. Тайные страницы истории. М.,1995.