МГБ – Министерство Государственной Безопасности СССР (1946-1953)

Министерство Государственной Безопасности СССР (МГБ) было создано 15 марта 1946 г., в рамках реорганизации наркоматов в министерства.[1]

Эта реорганизация объяснялась тем, что после Второй мировой войны  была окончательно утрачена перспектива «мировой революции», и   революционная терминология стала неактуальной: нужно было думать о безопасности СССР. Значительная часть населения связывала окончание войны с надеждами на либерализацию  режима. Одновременно резко обострилась социально-экономическая ситуация в стране.  Это означало необходимость усиления карательных органов и еще большую ориентацию их на политические репрессии. Таким образом, в функциях МГБ изначально закладывалось противоречие между необходимостью обеспечения государственной безопасности и необходимостью подавлять собственное население. Очевидно, что курс на  политический террор безопасность страны лишь ослабляет. [2]

Отличие  практики МГБ от предыдущих структур НКВД или ВЧК – в  том, что террор стал «специализированным», направленным против относительно небольших социальных, национальных и общественных групп. Это объясняется как усложнением структуры советского общества, так и  локальностью протестных настроений.

На конец 1946 г. структура МГБ была  такова:
– секретариат;
секретариат Особого Совещания при министре;
инспекция при министре;
1-е главное управление (разведки – Фитин П.М.);
2-е главное управление (контрразведки – Федотов П.В.);
3-е главное управление (военной контрразведки);
– 4-е управление (розыскное);
5-е управление (оперативное);
6-е управление (шифровально-дешифровальное – Шевелев И.Г.);
транспортное управление;
главное управление охраны (Спиридонов Н.К.);
следственная часть по особо важным делам (Влодзимирский Л.Е.);
управление делами;
хозяйственное управление (Смирнов П.П.);
отдел кадров (Свинелупов М.Г.);
отдел «А» (учетно-архивный; контролировал работу всех архивов СССР – Герцовский А.Я.);
отдел «Б» (применение оперативной техники: прослушка, и т.п. – Лапшин Е.П.);
отдел «В» (цензура и перлюстрация  корреспонденции – Грибов В.М.)[4];
отдел «Д» (изготовление и экспертиза документов);
отдел «ДР» (диверсионно-разведывательный – Судоплатов П.А.);
отдел «К» (контрразведывательное обеспечение  объектов атомной промышленности);
отдел «О» (по оперативной работе среди духовенства);
отдел «Р» (радиоконтрразведка);
отдел «Т» (по борьбе с терроризмом);
отдел оперативной техники (лаборатории, где велась ее разработка);
тюремный отдел (включая внутреннюю тюрьму МГБ, комендант которой был начальником этого отдела);
финансовый отдел;
юридическое бюро [3].
Планировалось создание отдела «ДН» (дезинформации).

Данная структура нуждается в  комментарии.
1. Появился отдел по работе  среди духовенства, что связано со значительным религиозным подъемом послевоенных лет, особенно на ранее оккупированных немцами  территориях, и понадобилось бороться с «религиозным дурманом». Особое значение придавалось Галиции и Западной Беларуси, Литве, где позиции церкви были очень сильны.[5]
2. Появился отдел по изготовлению документов. Речь шла о «работе» по фальсификации содержимого архивов[6], по «исправлению» исторических фактов и событий.
3. Появляется диверсионно-разведывательный отдел. Это имеет смысл лишь при подготовке агрессивных войн и  готовности руководства страны санкционировать террористическую деятельность за рубежом.
4. Появился отдел по борьбе с терроризмом: в ряде областей СССР шли военные  операции против антикоммунистических повстанцев, а также велась «зачистка» освобожденных территорий от «антисоветских элементов», для чего использовались чекисты.[7]
5. Наконец, намерение создать службу дезинформации  уникально: такого не знает ни одна разведка мира. Причем, не пояснялось, кого собирались «дезинформировать» – заграницу, или своих сограждан.
В январе 1947 г. в МГБ было создано Главное управление внутренних войск.

Постановлением Совмина СССР №1789-470сс  от 30 мая 1947 г. на базе первого главного управления МГБ и Главного разведуправления Генштаба Советской Армии был создан Комитет информации при Совете министров СССР.[8] В его составе, в частности, было Управление советников в странах народной демократии (страны-сателлиты СССР).

Это была попытка, с одной стороны, объединить функции разведки и функции аналитической  службы, с другой – вывести  разведывательную деятельность из-под контроля спецслужб, и поставить ее непосредственно под контроль партии, как и контроль за политикой «братских» стран Восточной Европы.[9] Именно в это время в спецслужбы начинают массово направлять партийных функционеров, вроде С.Д. Игнатьева[10] и С.Н. Круглова[11], А.А. Епишева[12]. Это делало МГБ более лояльным, но менее профессиональным.

Также активно внедряют туда  сотрудников военной контрразведки СМЕРШ, – это было связано с относительно низким уровнем коррумпированности военных контрразведчиков (П.Фитин, П.Судоплатов, А.Вадис[13]). В том числе был направлен – на пост министра МГБ, – В.С. Абакумов, занимавший этот пост до 1951г., когда его сменил С.Д. Игнатьев.

Коррупция  в МГБ была  обычным явлением: чекисты тогда имели большие возможности для незаконного обогащения (в оккупированных областях Германии, в Польше, Прибалтике; чиновники, связанные с поставками по ленд-лизу)[14].

В августе 1947 г. в ведение МГБ были переданы войска правительственной связи. А в марте 1949 г. в ведение МГБ был передан Гохран (Государственное хранилище ценностей), для руководства которым создавался Спецотдел. Это означало дополнительные коррупционные возможности: связь чекистов с внешнеторговым и финансовым ведомствами. [15]

В сентябре 1949 г. служба наружного наблюдения и установки выделяется из 5-го управления МГБ в отдельное, 7-е управление.[16]  Как раз на это время приходится резкое усиление шпиономании: началась борьба с «безродными космополитами», началось «Ленинградское дело»[17], при странных обстоятельствах умер А.А. Жданов[18], произошел разрыв с Югославией.

Тогда же, в октябре 1949 г., в ведение МГБ из МВД передают Главное управление милиции, МГБ подчиняют пограничные войска и военно-строительное управление.  Таким образом, полномочия МГБ продолжают расти, и первоначальный замысел – создать ведомство, занимающееся собственно государственной безопасностью, было окончательно похоронен: возник новый бюрократический монстр уровня прежнего НКВД, но  более коррумпированный.  Характерна и  передача МГБ военного строительства: оно велось силами заключенных ГУЛАГ, а МГБ «обеспечивало дисциплину» и «ударный труд». К тому же, МГБ было проще решать задачи обеспечения строек всем необходимым в условиях неэффективной дефицитной экономики.

В январе 1953 г. при МГБ было создано Центральное бюро по рационализации и изобретательству:
1. Для обеспечения секретности отечественных изобретений и научных открытий (хотя остальной мир, как правило, ими обменивался).
2. Для отбора кадров в военную промышленность («ловля мозгов»).
3. Для воровства на Западе передовых технологий.[19]

19 октября 1949 г. на базе 6го управления МГБ и дешифровально-разведывательной службы Генштаба создается Главное управление специальной службы при ЦК ВКПБ. Таким образом, шифровально-дешифровальная служба, передается под непосредственный контроль партии. Это  говорит о падении доверия  партийного руководства к МГБ и армии.[20]

В сентябре 1950 г. на базе диверсионно-разведывательного отдела МГБ создали Бюро№1 (спецоперации за рубежом), и Бюро №2 (спецоперации внутри страны). Возникает вопрос: какие диверсионно-разведывательные операции МГБ собиралось проводить внутри страны? Именно тогда выдвигаются такие личности, как М.Рюмин, – готовые выполнить любой приказ, независимо от его содержания.

16 ноября 1950 г. в МГБ создано 9-е управление – по «обслуживанию» спецпереселенцев. Их количество постоянно увеличивалось: за счет «зачистки» освобожденных областей, повторной коллективизации, «фильтрации» бывших военнопленных, депортаций из стран Восточной Европы, и так далее[21].

27 октября 1951 г. в МГБ создан мобилизационный отдел: аналога этому нет до сих пор ни в одной спецслужбе – проведение мобилизации в армию, в случае объявления таковой, во всех странах мира – дело военных. Интересно и то, что мобилизационный отдел был создан в разгар пропаганды борьбы за мир[22].

В апреле 1952 г. при министре МГБ было создано Спецбюро (аналитическое): стало очевидно, что ЦК партии не может эффективно вести  такую работу.   Было восстановлено и 1е главное управление МГБ – разведывательное. В январе 1953 г. было объявлено о создании на базе 1-го, 2-го и ряда других управлений и отделов МГБ, Главного разведывательного управления МГБ, но из-за смерти  Сталина оно не вступило в силу.   В армию разведслужбу вернули позднее.

Примечательно, что за это время (1947-1952 гг.) ближайшее окружение Сталина почти полностью сменилось – от лечащих врачей до коменданта Кремля, а влияние таких лиц, как В.М. Молотов и Л.П. Берия резко упало.[23] Какова связь между передачей функций внешней разведки и аналитики под контроль ЦК партии и радикальными переменами на политическом «Олимпе», еще предстоит выяснить. Но Сталин вскоре после этого умер[24].

Рассмотрим  теперь структуру 1го главного управления МГБ – разведывательного, чтобы получить представление о том, каковы были  приоритеты СССР в этом отношении.[25]

– 1-й отдел состоял из 3х отделений. 1. Германия (вся), Польша, Чехословакия.  2. – Венгрия, Болгария, Румыния.  3. – Югославия, Греция. Первая группа стран – наиболее «проблемные» с точки зрения установления советских режимов. Вторая  – бывшие союзники Германии. Третья  – страны, где шла гражданская война (Греция – на тот момент, Югославия – незадолго до этого)

– 2-й отдел. 1 отделение: Франция, Италия, Испания, Бельгия, Португалия, Швейцария. 2: страны Северной Европы и Голландия. Здесь – деление по культурно-географическому типу – романские страны отдельно, скандинавские – отдельно.

– 3-й отдел:
-Англия;
-США, Канада;
-научно-техническая разведка (как видим, «привязанная» к США и Англии; в военной разведке «привязка» была аналогичной.)

– 4-й отдел:
-Япония, Маньчжурия, Корея (в Китае и Корее шли войны, в Японии стояли американские войска)
– Китай (внутренние районы)
– Монголия, Синьцзян, Тува (Тува вошла в СССР в 1944м, МНР и Синьцзян были под советской оккупацией)

– 5-й отдел:
-Турция (к ней Сталин в 1945г. выдвинул территориальные претензии)
-Ирак, Афганистан, Индия и арабские страны (потому что находились под влиянием Англии)
-Кавказ и эмиграция (грузины и армяне имели очень сильные диаспоры за рубежом, для МГБ тут было широкое «поле деятельности»).

Характерно, что такое же деление по странам и регионам имел Международный отдел ЦК ВКПБ, а до своего роспуска – и Коминтерн.

– 6-й отдел:
– совколонии (граждане СССР, живущие за рубежом; среди этих граждан МГБ активно вербовал агентуру, особенно для работы «под прикрытием»)
– оперучет (ведение досье на лиц, подлежащих оперативной разработке по линии внешней разведки)
– въезд и выезд за границу (наблюдение за пунктами пропуска через госграницу, изучение въезжающих и выезжающих лиц с  позиций интересов разведки)
– отделение связи
– группа «А» (спецназ: «активные операции»)
– отделение Школы особого назначения (ШОН).

К июню 1952 г. аппарат МГБ насчитывал 207.000 сотрудников.[26] Кроме того, сотрудниками МГБ считались пограничники – на 1 января 1953 г. около 190ю000 чел., внутренние войска – 69ю000чел., войска по охране промышленных объектов и железных дорог -7.500 чел. Агентурный аппарат МГБ состоял из резидентов, агентов и осведомителей, но с января 1952 г. (Приказ по МГБ№0015) вводились вместо них новые категории: агент и специальный агент. Все бывшие агенты и осведомители переводились в категорию агентов, а наиболее квалифицированные, выполняющие ответственные задания – в специальные агенты.[27]

Право вербовки агентуры отныне имели только начальники отделений МГБ и  вышестоящие начальники. Этим же приказом с 15 марта 1952 г. численность агентуры сокращалась примерно в два раза: «отсеивались» «пассивные», то есть, не писавшие доносов, и не занятые непосредственно борьбой с «антисоветскими элементами». Это означает, что «сокращение штатов» агентуры провели за счет тех из агентов, кто занимался действительно нужным делом – например, борьбой с бандитизмом или  с наркоторговлей (и того, и другого в сталинском СССР хватало).

Таким образом, МГБ было не  столько ведомством, обеспечивающим безопасность государства, сколько полем  для бюрократических интриг, а основной  его функцией, как и прежде, было подавление инакомыслия и любых оппозиционных настроений в  стране.



[1] Исаев И.А. История государства и права России. М.,2005.

[2] Попов В.П. Государственный террор в Советской России. 1923-1953. М.,1994.

[3] Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. М.,1998.

[4] В.М.Грибов в дальнейшем находился на работе в аппарате ЦК партии.

[5] Черная книга коммунизма. Сб.док. М.,2002.

[6] Павлова И.В. Механизм принятия решений в системе сталинского социализма. М.,2010.

[7] Судоплатов П.А. Нежелательный свидетель. М.,1996.

[8] Очерки истории российской внешней разведки. В 6т. Т.5. М.,2001.

[9] Там же.

[10] С.Д.Игнатьев занимал пост министра МГБ в 1951-1953г.г.

[11] С.Н.Круглов занимал пост министра внутренних дел.

[12] Впоследствии – начальник ГЛАВПУР Советской Армии, известный многочисленными фальсификациями истории, особенно – истории войны. Широко известна его фраза: «Кому нужна ваша правда, если она мешает нам жить!».

[13] Генерал-лейтенант А.А.Вадис получил известность  антикоррупционными расследованиями в отношении Г.К.Жукова, И.А.Серова и других высокопоставленных лиц. В апреле 1952г. исключен из партии. В ноябре 1953г. уволен из армии, затем разжалован, лишен пенсии и изгнан из квартиры. До конца жизни работал сторожем.

[14] Тепляков А.Г. О коррупции в органах НКГБ-МГБ СССР в 1940-1950х г.г. Новосибирск,2009.

[15] Общество. Интеллигенция. Репрессии. Сб.статей к 60ти- летию профессора С.А.Красильникова. Новосибирск,2009.

[16] Колпакиди А., Прохоров Д. Внешняя разведка. М.,2001.

[17] В рамках этого дела была уничтожена большая группа хозяйственников, в основном, из Ленинграда: Вознесенский, Кузнецов, Родионов, и другие.

[18] А.А.Жданов умер в августе 1948г., официальная версия – инфаркт. Однако уже тогда была выдвинута другая версия – преступная халатность врачей. Считается, что именно Жданова Сталин рассматривал в качестве своего преемника. Подробнее об этом: Брент Д., Наумов В. Последнее дело Сталина. М.,2004.

[19] Блинов А.С. Воспоминания. М..1967.

[20] Колпакиди А. Империя ГРУ. М.,2009.

[21] Полян П. История и география принудительной миграции в СССР. М..2001.

[22] Закорецкий К. Третья мировая война Сталина. М.,2009.

[23] Маленков А.Г.  О моем отце – Г.Маленкове. М.,1992.

[24] Пыхалов И. Заказное убийство Сталина. М.,2010.

[25] Служба внешней разведки. Очерки истории. М.,2007.

[26] Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. М.,1996.

[27] Антонов В., Карпов В. Тайные информаторы Кремля. Биографические очерки о разведчиках. М..2000.