26 июня – Международный день в поддержку жертв пыток

   В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 26 июня Международным днем Организации Объединенных Наций в поддержку жертв пыток.
Этот день проводится с целью искоренения пыток и обеспечения эффективного функционирования Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая вступила в силу 26 июня 1987 года.
Статья 2 Конвенции предусматривает, что запрещение пыток носит абсолютный характер и не допускает отступлений. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, не могут использоваться государством-участником для оправдания актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. К числу таких обстоятельств относятся состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение.

   Все 158 государств-участников этого международного договора, в том числе и Беларусь, обязались тщательно расследовать подобные преступления, осуществляя судебное преследование, привлекая виновных к ответственности и обеспечивая возмещение ущерба жертвам пыток и членам их семей.

   В 2008 году Комитет против пыток опубликовал Замечание общего порядка к статье 2 Конвенции, в котором потребовал от государств-участников принимать меры, укрепляющие запрещение пыток посредством законодательных, административных, судебных и иных актов, которые в конечном итоге должны привести к окончательному их искоренению.

   К сожалению, спустя 28 лет после вступления Конвенции в силу, проблема пыток не искоренена. Правозащитники все еще получают свидетельства применения пыток и других видов жесткого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения во многих государствах.

   Отметим, что серьезные проблемы существуют и в Беларуси. В то время как согласно позиции официальных представителей государства, изложенной в ходе Универсального периодического обзора в 2010 году, в стране созданы, закреплены на законодательном уровне и действуют внутренние меры правовой защиты, на сегодняшний день все еще отсутствует надлежащая криминализация пыток и жестокого, бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения как должностного преступления.

   Советник Генерального прокурора Александр Драница в своем выступлении в ходе прохождения Беларусью процедуры Универсального периодического обзора в мае 2015 года сообщил, что «прокуратурой обеспечено оперативное рассмотрение всех жалоб лиц, лишенных свободы, на негуманное обращение, в том числе пытки. Статистика относительно заявлений и жалоб, представленная в Национальном докладе, показывает следующее: в 2014 году Департаментом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь зарегистрировано и рассмотрено 96 обращений граждан на неправомерные действия сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев МВД. Органами прокуратуры в 2011–2014 годах рассмотрено 158 жалоб на меры воздействия в отношении осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей. Жалобы не удовлетворены». Но, как известно, рассмотрение жалоб без проведения тщательных, объективных, полных и всесторонних проверок не может соответствовать требованиям Конвенции.

   Кроме того, по результатам УПО в 2015 году Беларусь вновь не поддержала рекомендации о признании компетенции Комитета против пыток рассматривать заявления в соответствии с 21 и 22 статьями Конвенции, которые позволяют обращаться в Комитет против пыток как другим государствам в случае неисполнения обязательств по Конвенции, так и непосредственно жертвам пыток.

   Беларусь также отказывается от ратификации Факультативного протокола к Конвенции, предусматривающего создание системы регулярных посещений мест лишения свободы независимыми международными и национальными органами.

    «Все вышеперечисленное свидетельствует, что государство не только не признает острой проблемы, связанной с применением пыток, но и устраняется от принятия эффективных мер, направленных на предупреждение пыток и привлечения виновных к ответственности. Действительно, статья 128 Уголовного Кодекса была дополнена примечанием, содержащим определение «пытка». Однако это всего лишь определение, которое раскрывает лишь саму суть пыток.
   Уголовной ответственности за применение всех актов пыток до сих пор не существует, а государство пытается подменять определением «пытка» ответственность за пытки, т.е. «уголовная статья за применение всех актов пыток», включая например пытки, в отношении уже осужденных лиц», – считает правозащитник Сергей Устинов.