Розовский Н.С.

Наум Савельевич Розовский, (1898-1941), родился в г.Мир Минской губернии, в семье аптекаря. Еврей. Образование – неоконченное высшее (в 1915-1917гг учился в Психоневрологическом институте, а до того – окончил коммерческое училище).  До революции в политической деятельности не участвовал; после свержения монархии бросил институт и вступил в партию большевиков. Был призван в армию, но на фронт идти отказался, стал вести антивоенную агитацию: в обстановке  1917г. это уже ничем  ему не грозило. В декабре 1917г. приглашен Сталиным на работу в Наркомат по делам национальностей, а в августе 1918г. – направлен на работу в ВЧК с одновременным  зачислением в органы юстиции[1]. Член коллегии ВЧК в Костроме, где организовывал  репрессии после подавления возглавленных левыми эсерами рабочих забастовок: санкционировал расстрелы бастующих[2]. «Раздул» «дело» о выступлении леваых эсеров, носившее стихийный характер, до масштабов крупного «заговора», за что получил письменную благодарность Ф.Дзержинского. Действия Н.Розовского в Костроме, однако, вызвали настолько серьезное недовольство населения, что Дзержинскому пришлось через три месяца отозвать его оттуда и отправить на фронт.

До 1920г. Н.Розовский  был председателем военных трибуналов ряда армий. В ноябре 1920г. был направлен Ф.Дзержинским в Крым, «в помощь» Р.С.Землячке и Б.Куну: «для борьбы с бандитизмом»; подпись Н.С.Розовского стоит под всеми  расстрельными списками, составлявшимися Земплячкой и публиковавшимися в газетах; всего, таким образом, Розовский «подписался» под смертными приговорами приблизительно на 90тысяч человек[3]. «Борьбу с бандитизмом» в Крыму Розовский продолжал и далее – уже вместе с С.Ф.Реденсом, а в 1925г. переведен в Главную военную прокуратуру – вначале помощником, затем – заместителем Главного военного прокурора РККА. В 1935г., после смерти ранее занимавшего этот пост С.Н.Орловского, Н.С.Розовский был назначен на его место – стал Главным военным прокурором Красной армии.

Н.Розовский активно содействовал развертыванию репрессий в  Красной Армии: в феврале 1937г. он дал указание военным прокурорам пересмотреть все прекращенные в 1935-1936гг. дела об авариях и катастрофах в армии, обо всех прочих несчастных случаях – специально подчеркнув в своей директиве необходимость «найти» в каждом таком эпизоде «диверсанта» или «вредителя», а по возможности – «раскрыть заговорщицкую сеть»[4]. Аварии и катастрофы случаются во всех армиях мира, и в любом случае необходимо искать их причины и конкретных виновников. Но «диверсии» и «вредительство» в огромном большинстве случаев тут ни при чем. В РККА уровень дисциплины и образования военнослужащих был невысок, как невысок был и уровень культуры производства в военной промышленности, из-за чего аварий и катастроф было много больше, чем в армиях европейских стран. Так что «поле деятельности» у Розовского было очень широким. Розовский устроил настоящее «соцсоревнование» между военными прокурорами: кто «разыщет»  больше «диверсантов»; результатом стала, помимо множества смертных приговоров, еще и дезорганизация военной промышленности, так как «над душой» у директоров и инженеров стояли прокуроры, то и дело арестовывавшие того или ного специалиста. Примером может служить разгром Н.С.Розовским НИИ ВВС им. Громова: работа по испытаниям и сдаче в серийное производство новых боевых самолетов была фактически сорвана, а уцелевшие  сотрудники всеми правдами и неправдами старались уволиться оттуда. Розовский санкционировал и арест А.Н.Туполева, и С.А.Королева и многих других видных констуркторов и ученых. Предлагал провести «чистку» в разных отраслях науки – даже в математике, однако на это Сталин не пошел.

Осенью 1937г. Н.С.Розовский приказал подчиненным пересмотреть все дела, прекращенные репрессированными военными прокурорами – также  под углом поиска «вредительства»[5].

Аресты командиров РККА, занимавших должности от командира дивизии и выше, также санкционировал он. В 1937-1938гг. Н.С.Розовский санкционировал арест 10868 командиров РККА, значительная часть из них была казнена[6]. Рассказывали, что у Розовского была  привычка – перед вынесением смертного приговора красить губы, и в Красной Армии была «примета»: если у Розовского губы накрашены – значит смертный приговор, если нет – срок «на всю катушку»[7].

В сентябре 1939г. Н.С.Розовский был арестован и обвинен в «руководстве» «антисоветской террористической группой в Главной военной прокуратуре». Если оценивать «деятельность» Розовского в отношении командного состава армии, как террор, приведший к ослаблению обороноспособности страны, то это обвинение – вполне заслуженное.

Следствие длилось долго, но 16 июня 1941г. Н.С.Розовский был приговорен к «десяти годам лишения свободы без права переписки» и в тот же день расстрелян. Родственникам  позднее сообщили, что он «скончался в заключении 10 апреля 1942г.»[8]

В 1956г. Н.С.Розовский был полностью реабилитирован, как «необоснованно репрессированный  командир Красной Армии». В 1990г. посмертно восстановлен в КПСС.



[1] Залесский К.А. Кто есть кто в империи  Сталина. М.,2000.

[2] История органов внутренних дел России. Сб.научных трудов. М.,1999.

[3] Попов В.П. Государственный террор в Советской России. 1917-1953. М.,1999.

[4] //Коммунист вооруженных сил. 1990.№16. статья «Заговор против законности», Бобренев В.А., Заико Л.М.

[5] //Военно-исторический архив,2008, №1. «Сопротивление личного состава РККА партийно-государственному истреблению военных кадров. 1937-1941.» автор статьи – О.Ф.Сувениров.

[6] Сувениров О.Ф. Трагедия РККА. 1937-1938. М.,1998.

[7] Суворов В. Очищение. М.,2005.

[8] //Военно-исторический архив, 1998,№3. Автор статьи – Черушев Н.С.