Крючков В.А.

Владимир Александрович Крючков, (1924-2007), родился в Царицыне (ныне – Волгоград), в семье рабочего. После школы поступил рабочим на военный завод, а затем был выдвинут на комсомольскую работу. От отправки на фронт в 1941г. В.А.Крючков уклонился, ссылаясь на «состояние здоровья», а вскоре он получил «бронь», как освобожденный комсомольский работник: Владимир Александрович в 1944г. стал первым секретарем Баррикадного райкома ВЛКСМ Сталинграда. В том же году вступил в КПСС. В 1945г. Крючков поступил в Саратовский юридический институт, а потом перевелся на учебу в Москву, и еще до ее окончания был назначен следователем районной прокуратуры. Уже в 1947г. он был прокурором района: для его 23х лет – стремительный взлет. Без согласия «органов» невозможно было бы направление в 1951г. Крючкова на учебу в Высшую дипломатическую школу при МИД СССР. Исключение могло быть лишь в том случае, если бы кто-то из родственников Крючкова был крупным номенклатурным чином. Тем не менее, в 1954г. его распределили в 4й Европейский отдел МИД, а затем – направлен в Венгрию, где тогда послом был Ю.В.Андропов. с Андроповым Крючков сблизился, их отношения имели характер дружбы; в дальнейшем Андропов все время «тянул» Крючкова за собой по ступенькам служебной лестницы.

В 1956г. В.А.Крючков активно участвовал в подавлении Венгерского национального восстания: он обеспечивал пропагандистское обеспечение советской интервенции через местные СМИ, которые он взял под свой контроль, игнорируя все дипломатические нормы. О восставших рассказывалась самая немыслимая ложь: их изображали «фашистами», «наймитами НАТО». Именно Крючков гарантировал лидеру Венгрии Имре Надю «полную безопасность», хотя знал, что тот будет арестован и казнен. Аналогичным образом Крючков заманил в ловушку и других членов венгерского правительства. Крючков был ярым сторонником неограниченного применения военной силы в Венгрии, уверяя руководство, что в противном случае в Венгрию «войдут войска НАТО», хотя  ему было известно, что ничего подобного Запад не планировал. Крючков приводил и такой аргумент: повстанцы применяют насилие[1]. В самом деле, акты насилия с их стороны были, как и случаи самосудов над захваченными сотрудниками госбезопасности и партфункционерами. Но применение установок залпового огня, танков и вертолетов против рабочих и студентов, значительная часть которых не имела никакого оружия, а остальные – только легкое стрелковое, было непропорциональным применением силы и заведомо влекло массовые жертвы среди гражданского населения, а также разрушения. Крючков, призывавший к такому применению силы, несет за эти жертвы прямую ответственность[2].

В 1959г. В.Крючков был отозван из Венгрии, но до 1963г. курировал венгерское направление в аппарате Международного отдела ЦК КПСС, а заодно – румынское. В 1965г. В.А.Крючков стал помощником Ю.Андропова, и в 1967г. вместе с ним приходит на работу в КГБ, где становится начальником секретариата. В 1971г. Крючков стал первым заместителем, а в 1974 – начальником Первого Главного Управления (ПГУ) КГБ СССР – внешней разведки. Этот пост он занимал до 1988г., успешно «вписываясь» в любые кадровые перемены тех лет. Проявил себя ортодоксальным коммунистом, сторонником расширения сферы влияния СССР в мире любой ценой. «Результатом» стали бессмысленные «капиталовложения» СССР в гражданские войны в Мозамбике и Анголе, куда посылались громадные партии оружия, военных материалов, сырье и топливо, инструктора, а советские солдаты и офицеры участвовали в боевых действиях. Никаких дивидендов СССР эти войны не принесли. Особенно заметно это было в Анголе, где СССР за свой счет содержал сразу несколько армий – ангольскую, кубинскую, ливийскую, эфиопскую, плюс собственный «ограниченный контингент». Серьезные прибыли от торговли нефтью и газом не принесли ожидаемой отдачи во многом потому, что «нефтедоллары» тут же вкладывались в эти войны.

Недальновидность Крючкова дорого обходилась стране и в плане международного престижа: во время конфликта между Эфиопией и Сомали, где у власти были коммунистические режимы, Крючков рекомендовал Политбюро односторонне поддержать Эфиопию; тем самым был потерян выход в Индийский океан, а СССР взвалил на себя ответственность за все преступления эфиопского режима, который довел свою страну до голодомора. Экономические убытки также были огромны: СССР вынужден был полностью снабжать Эфиопию продуктами – при том, что в самом СССР был их дефицит. На всем этом настаивал В.А.Крючков – при поддержке Ю.Андропова и министра обороны Д.Ф.Устинова, считавших недопустимыми «уступки империализму» даже в какой-нибудь пустыне или в глухих джунглях[3].

В оценке необходимости вмешательства СССР в афганский конфликт Крючков был более осторожен, и выступил «за» исключительно с подачи Андропова[4]. Подчиненные Крючкову отряды спецназа штурмом взяли дворец президента Афганистана И.Амина, сам он был застрелен.[5] Сторонники Амина были интернированы, часть из них также убита. Крючков принял непосредственное участие в вооруженной агрессии против соседней страны[6].

Потом Владимир Александрович активно выступал за вооруженное вмешательство в Никарагуа, где в начале 80х вспыхнула гражданская война. К «компетентному» мнению Крючкова прислушались в Политбюро – и в 1983г. советские солдаты поехали воевать в Цетральную Америку. На авантюру в Никарагуа были истрачены миллиарды долларов – но все напрасно: местные  марксисты в 1991г. проиграли выборы. А за год до того СССР из Никарагуа ушел: стало не до того[7].

При В.Крючкове по внешней разведке прокатился целый шквал бегств на Запад ряда разведчиков высокго ранга или их измены.

Ведомство Крючкова подозревали в причастности к покушению на Папу Римского Иоанна Павал Второго. С ведома Крючкова было организовано убийство болгарского диссидента Г.Маркова, похищение и убийство советского перебежчика Г.Артамонова, ряд других незаконных акций[8].

В 1983-1985гг. Крючков выступил на стороне М.С.Горбачева, надеясь, что молодой генсек «наведет в стране порядок». В 1988г. В.А.Крючков был назначен Председателем КГБ СССР. в 1989г. Крючков стал членом Политбюро ЦК КПСС, в 1990г. – членом Президентского Совета. В обстановке быстрых перемен в советском обществе и обвального нарастания кризисных явлений Владимир Александрович растерялся и «поплыл по течению», шарахаясь из крайности в крайность. То он приказывал организовать слежку за Б.Н.Ельциным и подслушивание телефонных разговоров депутатов Верховного Совета от Межрегиональной группы, то он заискивал перед А.Д,Сахаровым, то в 1988г. организовывал травлю в печати украинских и литовских национальных движений, а то слал приветственную телеграмму президенту Грузии З.Гамсахурдиа. В ситуации резкого обострения межнациональных противоречий в СССР Крючков оказался не способен дать руководству страны хоть какие-нибудь внятные рекомендации, а, соглашаясь с необходимостью удержать союзные республики от выхода из СССР силой, он отказывался брать на себя личную ответственность за такие решения[9].

В июне 1991г., выступая на закрытом заседании Верховного Совета СССР, В.А.Крючков требовал ввести в стране чрезвычайное положение, и утверждал, что страну пытаются разоружить «агенты влияния Запада». Эту «версию» Крючков муссировал и потом, в своих мемуарах и интервью, списывая все проблемы России на «происки мировой закулисы»[10].

В дни выступления ГКЧП, формально войдя в его состав, В.Крючков фактически самоустранился от принятия каких-либо решений, а затем отключил все телефоны, чтобы его не могли найти. Когда 22 августа 1991г. его пришли арестовывать, Крючков был в полной прострации. Защищать систему власти, которой он присягал, у него не хватило храбрости, а застрелиться – не хватило мужества. Это не помешало ему потом во многих выступлениях гневно обличать тех, кто «изменил присяге»[11].

В 1994г. В.А.Крючков был амнистирован. Активно участвовал в деятельности разных коммунистических организаций, а после 2000г. поддержал В.В.Путина. Последние годы жизни тяжело болел. Похоронен в Москве.



[1] Крючков В.А. Личность и власть. М.,2004.

[2] Александров-Агентов А.М. От Коолонтай до Горбачева воспоминания дипломата. М.,1994. См. т.ж.: СССР и венгерский кризис  1956г. Документы и материалы. М.,1994.См.т.ж.: Гришин В.В. От Хрущева до Горбачева. Политические портреты пяти генсеков и А.Н.Косыгина. М..1996.

[3] Дроздов Ю.И. вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки КГБ СССР. М..2005.

[4] www.pressmon.com/cgi-bin/press_viwe/cgi?id=2085313 «Долгая  дорога из Афгана».

[5] Леонов Н. Лихолетье. М.,2005.

[6] Громыко А.А. Кое-что о периоде застоя. //Л.И.Брежнев. материалы к биографи. М..1991.

[7] СССР в локальных войнах и конфликтах. 1945-1990гг.. Сборник   материалов и документов. М,2005.

[8] Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство ее участника. М.,2001.

[9] //Известия,12.12.1996.

[10] См., напр.: Крючков В.А. Без срока давности. М.,2006. Он же: Личное дело. М,1996. В частности, Крючков утверждал, что «агентами влияния» запада были А.Н.Яковлев, Э.А.Шеварднадзе, Г.А.Арбатов, и многие другие. Никаких доказательств таким утверждениям Крючков не приводил.

[11] www.pressmon.com/cgi-bin/press_viwe.cgi?id=1482090 , или Крючков В.А. На краю пропасти. М.,2003.