Хват А.Г.

Александр Григорьевич Хват, (1907-1992), родился в Санкт- Петербурге, в семье служащего. Получил среднее образование, с 1925г. перешел на работу в ВЛКСМ. Член ВКП(б) с 1928г. В 1928-1930гг. служил в РККА, затем работал в орготделе Ленинградского обкома ВЛКСМ, в 1936г. стал секретарем Псковского горкома ВЛКСМ, в 1937г. – Псковского окружкома. В августе 1937г. был отозван в распоряжение ЦК ВЛКСМ, и несколько месяцев спустя по «комсомольской путевке» направлен на работу в НКВД, где в январе 1938г. стал следователем. Сразу же «отличился» применением избиений и пыток. Скоро ему стали поручать ведение «дел» по политическим обвинениям, и одно из первых таких дел было дело руководства Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) во главе с Калмыковым. До этого арестованные не признавали своей «вины», а Хват заставил их подписать все, что требовалось всего за несколько дней. Делал он очень просто: применял «стойку» вперемежку с «ласточкой»: это когда человека сначала заставляли стоять, не шевелясь, по многу часов, а затем выгибали его тело дугой, привязывая за спиной руки к ногам. Кроме того, Хват не включал в дело протоколы, опровергавшие обвинения[1].

В 1940г. получил звание старшего лейтенанта госбезопасности и помощника начальника следственной части Главного экономического управления НКВД СССР: Берия решил, что с такими «способностями» Хвату лучше всего «вести» дела о коррупции: там добывать доказательства обычными для следствия способами было очень сложно, и на это уходило много времени, так что Хват «ускорял» получение результата. Наличие множества оговоривших себя людей, начальство не смущало: важно было то, что кто-то из арестованных оказывался реальным преступником. В 1940-1941гг. Хват вел дело Вавилова. Для получения от него признательных показаний Хват применял ночные допросы и пытки бессонницей, а также пытки светом и лишением воды[2]. В пытках принимал участие и его помощник, старший лейтенант госбезопасности Албогачиев[3].

В мае 1943г. Хват стал помощником начальника следчасти по особо важным делам и получил звание подполковника  госбезопасности, затем – повышен до полковника. В этот период времени Хвату пришлось вести расследование уже настоящих, а «липовых» дел о шпионаже – немцы забрасывали в Москву свою агентуру, кроме того, ее стремились приобрести и союзники. Хват с работой справлялся хорошо – на этот раз без применения силы. Хват выявил любопытную вещь: многие люди, не желавшие идти на фронт, заявляли о себе, как о «немецких шпионах»: это гарантировало нахождение в глубоком тылу, хорошее питание и нормальное обхождение, а при большой удаче можно было выбраться и за границу. Хват распорядился прекратить прием заявлений о «шпионаже в пользу Германии», исходящих от рядовых граждан, и особенно красноармейцев[4]. После войны Хват руководил некоторыми техническими подразделениями в МГБ, а в 1954г. уволился в отставку «по состоянию здоровья».

Александру Григорьевичу удивительно везло: он пережил и Ежова, и Берию. Его не привлекали к уголовной ответственности – хотя было за что. В 1955г. Хват был вызван для дачи объяснений в ЦК КПСС по делу Вавилова, но ему и на этот раз удалось избежать ответственности[5]. С 1955г. Хват работал начальником отдела в Министерстве среднего машиностроения – должность значимая, если учесть, что за этим названием министерства скрывалось производство атомного оружия. В 1967г. Хват вышел на пенсию. Жил одиноко. В 1990г. дал несколько интервью, в которых доказывал, что у него «не было другого выхода»: «если бы я не бил их, то завтра меня били бы другие». Про Вавилова сказал, что «с ним получилась ошибка, но уже ничего не поделаешь». Спорить с Александром Григорьевичем не приходится: вернуть Вавилова в самом деле нельзя…

Автор неопубликованных воспоминаний (родственники до сих пор не дали согласие на их публикацию). Умер в 1992г. в Москве.

[1] Артизов А., Сигачев Ю,,Хлопов В.,Шевчук И. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3х т. Т.3. М.,2004.

[2] Шайкин В.Г. Николай Вавилов. М.,2006.

[3] Сойфер В.  Власть и наука. Разгром коммунистами генетики в СССР. М.,2002.  Интересен вопрос, почему  дело Вавилова вело Экономическое управление НКВД. Дело в  том, что Н.И.Вавилов имел поручение  Правительства СССР: разработать способы повышения урожайности зерновых. В свете приближения войны это было очень важно: стране нужны были  большие запасы хлеба. Но Вавилов  на полученные  от государства  средства  стал решать совершенно посторонние задачи: например, организовал себе двухмесячную поездку в Индию для «выяснения происхождения  пшеницы», потом – на Цейлон – «выяснять происхождение некоторых сортов чая».  Его и обвинили в нецелевом использовании бюджетных средств. И ему еще повезло, что не во вредительстве.

[4] Правда о штрафбатах. Сб.док.и материалов. М.,2011.

[5] Альбац Е. Мина замедленного действия. Политический портрет КГБ. М.,1992.