Эксперты Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания посетили Украину

Делегация ЕКПП, посетила Украину с 9 по 16 сентября 2014 года, и представила публикацию от 13 января 2015 года сделанную на основании своего визита.
Одной из целей этого специального визита являлось изучение обращения с заключенными в двух исправительных колониях в Харьковской области, а именно в колониях № 25 и № 100.
Еще одной целью сентябрьского визита было изучение положения лиц, задержанных в рамках антитеррористической операции, для чего делегация опросила значительное число лиц, содержащихся в СИЗО в Киеве и Харькове, а также в следственном изоляторе Службы безопасности Украины в Киеве.

Большинство опрошенных лиц заявило о том, что сотрудники правоохранительных органов вели себя корректно, тем не менее имеется ряд заявлений о чрезмерном применении силы во время задержания, жестоком обращении во время последующего допроса сотрудниками СБУ, а также чрезмерном применении силы со стороны солдат во время задержания. Делегация не получила никаких заявлений о жестоком обращении со стороны сотрудников СИЗО СБУ в Киеве и СИЗО в Киеве и Харькове.
Визит также предоставил возможность ознакомиться с мерами, принятыми прокуратурой по расследованию заявлений о жестоком обращении сотрудников правоохранительных органов с задержанными во время Майдана в Киеве в ноябре 2013 – феврале 2014 года. Делегация провела консультации с Генеральным прокурором, двумя его заместителями, несколькими следователями прокуратуры, а также ознакомилась с рядом уголовных дел. Делегация подчеркнула, что следователи и прокуроры провели основные следственные действия в отношении потенциальных случаев жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов во время событий на Майдане. Тем не менее, выяснилось, что уголовному расследованию в отдельных изученных делах препятствуют различные факторы, которые, по мнению следователей прокуратуры, встречавшихся с делегацией, также присутствуют и во многих других подобных уголовных делах. Во-первых, несмотря на то, что судебно-медицинские экспертизы были оперативно назначены прокуратурой, такие экспертизы не были проведены к моменту посещения ЕКПП (т.е. через несколько месяцев) во всех пяти делах, рассмотренных делегацией. По словам следователей прокуратуры, встречавшихся с делегацией, судебно-медицинские эксперты отказались проводить экспертизы без получения всех медицинских документов, касающихся жертв либо в виду того, что лечение предполагаемых жертв продолжается в настоящее время.
Еще одна проблема заключается в том, что расследование было замедлено в следствие значительных задержек по утверждению судом определенных следственных действий, таких как поиск или восстановление информации, связанной с использованием мобильных телефонов. Несмотря на то, что судьи обязаны принимать решение по таким запросам немедленно, нередко такие решения предоставляются только через несколько недель или даже месяцев.
В целом, стало очевидно, что во всех рассмотренных делегацией делах расследование зашло в тупик, так как следователи не смогли идентифицировать сотрудников правоохранительных органов как потенциальных преступников. По словам собеседников делегации, аналогичная проблема существует в сотнях подобных случаев. Как уже освещалось в докладе по итогам визита в феврале 2014 года, эта проблема связана с тем, что большинство сотрудников “Беркута” и внутренних войск были в масках или шлемах и ни один из них не имел индивидуальные идентификационные номера на их форме или шлеме.
Ситуация осложняется еще и тем, что прокуроры вряд ли смогут получить какой-либо официальный план развертывания, с помощью которого можно было бы установить, какие сотрудники правоохранительных органов присутствовали в конкретном месте в данное время в ходе событий на Майдане. В связи с этим, делегации был представлен доступ к выдержкам из отчета Департамента внутренней безопасности Министерства внутренних дел от 24 апреля 2014 в отношении работы правоохранительных органов во время событий на Майдане. Согласно последнему докладу, комплексные оперативные планы не были подготовлены соответствующими службами, фактическое развертывание сотрудников часто отличалось от первоначальных планов, никому не было поручено координировать и следить за ходом операций правоохранительных органов на месте и не удалось идентифицировать сотрудников, участвовавших в этих операциях, поскольку они были в масках.
Кроме того, делегация была проинформирована о том, что ряд ответственных высокопоставленных лиц правоохранительных органов покинули страну, и что около двух третей всех бывших сотрудников “Беркута” и внутренних войск в настоящее время участвуют в антитеррористической операции на юго-востоке Украины и в связи с этим не могут быть допрошены.
Делегация отметила параллельное проведение расследования одних и тех же событий различными следственными подразделениями. Например, дела, связанные с использованием огнестрельного оружия расследовались исключительно Генеральной прокуратурой, в то время как дела об избиениях и других формах жестокого обращения, произошедших в то же время, расследуются Следственным управлением Прокуратуры г. Киева. Кроме того, в случаях жестокого обращения со стороны частных лиц по подстрекательству правоохранительных органов (так называемых “Титушек”), расследование ведется полицией. Согласно информации, собранной в ходе визита, недостаточное сотрудничество и обмен информацией между этими следственными подразделениями может привести к тому, что необходимая информация не будет представлена соответствующему подразделению и не будет учтена при расследовании. Кроме того, вызывает озабоченность отсутствие центральной системы, которая бы позволила следователям прокуратуры выяснить, какая следственная группа ведет расследование в отношении того или иного лица. В результате, всякий раз, когда следователям необходима конкретная информация о конкретном человеке, официальные запросы должны быть направлены в различные учреждения. По словам собеседников делегации, получение ответов на такие запросы может занимать несколько недель или даже месяцев.
Таким образом, следователи прокуратуры до сих пор не могут провести эффективное расследование заявлений о жестоком обращении с задержанными демонстрантами, которое бы отвечало требованиям срочности, оперативности, тщательности и полноты.
Что касается ситуации в колониях №№. 25 и 100, делегация получила значительное количество заявлений о жестоком обращении и / или пытках к заключенным со стороны сотрудников исправительных учреждений, хотя случаи применения пыток не кажутся широко распространенными. Опыт ЕКПП в Украине показал, что решительные действия, предпринятые властью, и изменения в руководстве учреждениями могут привести к значительным улучшениям. Например, во время предыдущих визитов в других колониях (например, Колонии № 81 и № 89) были получены многочисленные заявления о жестоком обращении и / или пытках, в то время как несколько лет спустя в ходе посещения тех же учреждений было получено лишь ограниченное количество подобных заявлений.
В течение двух месяцев украинские власти должны подготовить подробный отчет о принятых мерах.
Стоит отметить такой позитивный момент, как готовность украинских властей принимать меры, направленные на системные изменения и улучшение ситуации с правами человека, что выражается в том числе в диалоге с международными экспертами Европейского комитета по предупреждению пыток, проведении консультаций, обеспечении доступа в места заключения для ознакомления с условиями содержания и обращения лиц, лишенных свободы, а также в сотрудничестве с другими международными организациями. Так, в декабре 2014 года стало известно о том, что свою деятельность на территории Украины продолжит Специальная мониторинговая миссия Организации объединенных наций (СММ ООН) по правам человека.

Настораживает тот факт, что разгон демонстрации белорусскими спецслужбами 19 декабря 2010 года в Минске характеризовался такими же особенностями как и разгон Майдана в Украине. Сотрудники спецслужб были в шлемах, на экипировке или шлеме не имелось индивидуальных идентификационных номеров. Таким образом, идентифицировать лиц, участвующих в разгонах демонстрации невозможно, даже при применении ими чрезмерной физической силы или спецсредств.

С полным текстом публикации Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения можно ознакомиться на официальном сайте ЕКПП.