Подробности государственного доклада в Комитет против пыток – секретная информация

В декабре 2015 года Республика Беларусь предоставила пятый периодический доклад в Комитет ООН против пыток.

В ходе подготовки альтернативного доклада в Комитет ООН против пыток у правозащитников возник ряд вопросов по докладу государства, в частности по представленной государством информации об осуществлении функций надзора органами прокуратуры.

В пункте 38 периодического доклада Республики Беларусь указано, что в 2014 году органами прокуратуры в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики проведено 1555 проверок, по результатам которых вынесено 522 акта прокурорского надзора.

Для того, чтобы иметь полную картину проведенных проверок и получить информацию о том, сколько проверок пенитенциарных учреждений приходится на прокуратуры каждой области, правозащитник Сергей Устинов обратился в областные прокуратуры.

Ни одна из прокуратур по существу обращения не ответила. Прокуратура Брестской области сообщила, что если информация не связана с защитой прав и законных интересов обратившегося лица, то она может не предоставляться. Прокуратура Витебской области указала, что «сведения об органах прокуратуры в части обеспечения стоящих перед ними задач с учетом направлений деятельности, о запрашиваемых Вами проверках относится к информации ограниченного распространения». Прокуратура Гомельской области указала, что запрашиваемая информация является информацией о служебной деятельности органов прокуратуры и действие Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» на нее не распространяется. Прокуратуры Минской и Гродненской области  сообщили, что интересующие сведения предназначены для служебного пользования, лично права и свободы правозащитника не затрагивают, поэтому предоставлению не подлежат. Прокуратура Могилевской области сообщила, что запрашиваемая информация не является общедоступной и относится к служебным сведениям ограниченного распространения.

Отметим тот факт, что правозащитник направлял обращения в областные прокуратуры в соответствии со статьей 34 Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует гражданам  право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.

Правозащитник обжаловал ответы областных прокуратур в Генеральную прокуратуру. Тем не менее, начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Ю.И. Горошко не нашел нарушений в действиях должностных лиц областных прокуратур. По его мнению, запрашиваемая информация не может быть доведена до сведения физических лиц, поскольку относится к служебной информации ограниченного распространения.

«Считаю, что доводы должностных лиц областных прокуратур и Генеральной прокуратуры, которыми они обосновывают отказ в предоставлении мне информации, грубо нарушают мое право на получение информации, гарантированное ст.34 Конституции. Кроме того, информация о количестве проверок не может быть секретной, ведь государство уже представило в Комитет против пыток конкретные цифры о проведенных проверках. Я хотел знать, сколько таких проверок приходилось на каждую область. Однако прокуратуры посчитали эту информацию для меня как для гражданина Республики Беларусь секретной. Таким образом, информацию, которую предоставляет государство Комитету, невозможно проверить», – считает Сергей Устинов.

Процедура Комитета против пыток не предполагает запроса у государства каких-либо дополнительных документов. Оценка исполнения государством Конвенции против пыток будет строиться исключительно на представленном докладе и альтернативном докладе правозащитников. Отказывая правозащитнику в представлении информации, государство фактически лишает возможности проверить ее подлинность. Более того, сокрытие данной информации ставит под сомнение не только количество проверок, проведенных прокуратурой, но и в целом весь доклад государства.

ген прокуратура