Берзин Э.П.

Эдуард Петрович Берзин (наст.фамилия – Берзиньш), (1893-1937), родился в Вольмарском уезде Лифляндской губернии (ныне – Лавтия), в семье крестьянина.  Получил средне-специальное образование, работал маляром, художником-оформителем. В 1910г. эмигрировал в Германию, но с началом Первой мировой войны вернулся в Россию и добровольцем пошел на фронт. Политикой до 1917г. не интересовался. За храбрость произведен в офицеры, награжден орденами, Георгиевским крестом 4й степени, удостоен письменной благодарности Николая Второго. В декабре 1917г. Э.П.Берзин поступил на службу в Красную Гвардию – во главе артдивизиона 1й Латышской советской дивизии. С января 1918г. – в органах ВЧК. Летом 1918г. Э.Берзин сыграл решающую роль в подавлении восстания левых эсеров в Москве, отразив попытки эсеровских отрядов занять Кремль и иные правительственные объекты. Приказал, «не колеблясь», вести артиллерийский огонь по домам, в которых «могут укрываться контрреволюционеры», что привело к значительным разрушениям и жертвам среди гражданского населения.  Руководил арестами сторонников левоэсеровской партии в Москве и области. Многие из арестованных подвергались немедленному расстрелу[1].

Берзин – участник переговоров командиров латышских стрелков с английским послом Б.Локкартом, выразил готовность за солидное вознаграждение свергнуть Совнарком и арестовать Ленина. Все детали этой истории до сих пор не выяснены, но есть основания полагать, что имела  место утечка информации об этих переговорах, после чего Берзин и его «коллеги» – М.Лацис, Я.Петерс, А.Эйдук, К.Петерсон, Я.Буйкис  представили дело перед Дзержинским и Свердловым так, что они «раскрыли контрреволюционный заговор». Этот «заговор» Берзин и его люди постарались раздуть, чтобы упрочить свое положение во властной иерархии. Но после этого Ленин и Троцкий отправили их на фронты, подальше от Москвы. В   качестве «отступного» Ленин приказал выдать Берзину и нескольким его соратникам 1 млн. рублей золотом[2].

В 1919-1920гг. Берзин  – на фронтах Гражданской войны, принимал участие в  создании советской военной разведки (под названием Регистрационное управление Полевого Штаба РККА).

С  1921г.- сотрудник Спецотдела ВЧК-ГПУ (планирование  диверсионных операций  за рубежом),но вскоре его привлекли  «хозяйственные проблемы»: в 1927г. Берзин предложил построить Вишерский  целлюлозно-бумажный комбинат на Северном Урале силами заключенных, и был назначен начальником  его строительства, завершенного в 1931г. Его основными  подручными были П.П.Кузнецов и Д.С.Соколовский. Среди заключенных, строивших этот объект, был В.Т.Шаламов, впоследствии – всемирно известный  писатель.  Режим, установленный Берзиным на этой «стройке коммунизма», был таков: практически все работы  велись вручную, никакой защиты от холода или эпидемий не было, питание при 15ти часовом рабочем дне, сводилось к  куску хлеба и миске  пустого супа или каши из порченой крупы.  Формально сроки наказания, для отбытия которого туда прибывали заключенные, были  невелики, но условия их содержания  были  таковы, что значительная  часть заключенных погибала уже через  несколько месяцев, и  им  присылали «замену»[3].

В ноябре 1931г. Берзин был назначен начальником треста «Дальстрой» ОГПУ СССР[4], а по совместительству был также уполномоченным Коллегии ОГПУ (НКВД) по Дальвосткраю, члена Далькрайкома ВКП(б), члена краевого исполкома и начальника Нагаево-Магаданского гарнизона, так что в его руках сосредоточилась, по сути, высшая власть в регионе, включая военную. «Правление» Э.П.Берзина  совпало с  началом освоения колымского золота – силами заключенных, а также – аналогичного освоения угольных рудников Колымского и Сахалинского бассейнов, месторождений платины и  олова, и других. Общее число заключенных, находившихся в «ведении» Берзина, превышало 1 млн. чел.  При этом Берзин распространил на объекты Дальстроя  те же «принципы», которые опробовал на Северном Урале: ручной труд даже при наличии техники – «экономии ради»,  минимально возможный рацион питания, никакой заботы о защите от холода или непогоды.  Как член краевой «тройки», Магаданской «тройки» и специальной «тройки» по тресту «Дальстрой», Эдуард Берзин несет прямую ответственность за  выносимые ими смертные приговоры: имея право  рассмотрения апелляций, он не утвердил ни одной просьбы о помиловании или смягчении наказания.  Сам Эдуард Петрович редко участвовал в заседаниях «троек»: ограничивался общим утверждением  их решений.[5] Руководил строительством силами заключенных г.Магадана.

Сблизился с Г.Г.Ягодой, и по его поручению организовал систему масштабного хищения золота, алмазов, платины. Делалось это просто: данные о добыче с некоторых участков не включались в подаваемую в Москву отчетность. Поскольку же объектов  «Дальстроя» было много тысяч, нехватки двух-трех цифр в таблицах отчетов никто не замечал[6]. Добытое на «неучтенных» участках частью распределялось между  приближенными Ягоды, частью – перекачивалось на секретные счета в западных банках, а частью – использовалось для финансирования «секретной деятельности» ОГПУ-НКВД – той, по которой не спрашивалось согласия Политбюро или Совнаркома. Например, вербовка лиц из окружения Сталина и его сторонников, организация прослушивания их разговоров. Все это было нужно Г.Ягоде для упрочения личных позиций во власти.

Но, в конце концов, время Эдуарда Берзина закончилось – в связи с тем, что был смещен сам Ягода. В сентябре 1937г. специальная комиссия из Москвы вскрыла  организованные Берзиным хищения, и 19 декабря того же года он был арестован[7]. По одному с ним делу проходили 21 человек. Эдуард Петрович Берзин был обвинен в создании «контрреволюционной повстанческой организации» и в совершении терактов[8]. Это обвинение было ложным. Также он был обвинен в «подрыве государственной промышленности». Это обвинение было некорректным: выдвинули его только потому, что, в отличие от статьи «хищение в особо крупных размерах», «подрыв промышленности» «тянул» на расстрел[9].

1 августа 1938г. Э.П.Берзин был расстрелян. В 1956г. – полностью реабилитирован. Именем Э.Берзина  до сих пор названы  улицы некоторых населенных пунктов  Дальнего Востока, а  перед мэрией Магадана в 1989г. был установлен ему бюст[10].

Поскольку Э.П.Берзин имел воинское, а не чекистское звание – дивинтендант, то он по сей день числится «необоснованно репрессированным командиром Красной Армии»[11].



[2] www.stel.ru/museum/costin/kostin6.htm (Костин Н. Десять покушений на Ленина. Ср.: Мальков П.Д. Записки коменданта Московского Кремля. М..1962).

[3] Белов М.П. Записки из моего времени. М.,1991. Также: Шаламов В.Т. Зеленый прокурор. www.shalamov.ru/library/1/22.html

[4] Постановление СТО от 14 ноября 1931г.

[5] Бацаев И.Д,, Козлов А.Г. Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и документах. В 2 ч., ч.1. Магадан, 2002.

[7] Показания на него дал сам Г.Г.Ягода.

[8] Были расстреляны и почти все его подельники.

[9] Козлов А.Г. Магадан. Конспект прошлого. Сб.ст. Магадан, 1989.

[10] А вот памятника погибшим при Берзине  заключенным в Магадане до сих пор нет.

[11] Черушев В. РККА на Голгофе. М.,2002.