Бош Е.Б.

Евгения Богдановна Бош, (1879-1925), родилась в г.Очаков, Херсонской губернии (ныне Украина), в семье богатого землевладельца. Немка по национальности. Образование – неоконченное среднее, от дальнейшей учебы отказалась, увлекшись революционными идеями. В 1901г. вступила в РСДРП, в 1903 – примкнула к большевикам. Вела подпольную работу в Киеве, видный большевик Г.Л.Пятаков, ставший ее гражданским мужем, познакомил Бош с Лениным и Крупской, так что она попала в руководство партии. В 1912г. была арестована за незаконное хранение оружия и боеприпасов, и кокаина, была сослана в Иркутскую губернию. Там ее здоровье ухудшилось: к последствиям злоупотребления кокаином прибавился туберкулез. Бежала в Японию, затем жила в США, Швейцарии, а затем, поссорившись с Лениным, перебралась в Норвегию, где и прожила до революции[1].

После свержения монархии вместе с Г.Л.Пятаковым вернулась в Киев, и вначале выступала против курса Ленина на «социалистическую революцию» в России, предлагая устроить ее где-нибудь на Западе, но затем изменила свое мнение. Приехала в Винницу, где руководила созданием местной Красной гвардии, а в дни октябрьского переворота возглавила захват власти большевиками в городе. Но удержать город Бош, не имевшая никаких военных знаний, не смогла, к тому же, красногвардейцы занялись пьянством и грабежом. Поэтому вскоре Винница была освобождена отрядом В.Костицына, выступавшего на стороне Временного правительства. Тем не менее, за это время Е.Бош «успела» устроить в городе самочинные аресты и обыски, в которых участвовала лично.

Переехала в Харьков, где стала членом ЦИК Советов Украины, управляющим делами созданного большевиками украинского Совнаркома. Во время похода красногвардейцев на Киев в январе 1918г. Е.Бош приказала подвергнуть город артобстрелу, хотя никаких боев за город не велось; обстрел продолжался несколько дней, погибло много мирных жителей, были значительные разрушения[2]. В Киеве Евгения Бош устроила облавы на «контрреволюционеров», задержанных частично, по ее приказу, публично расстреливали без суда. «Деятельность» Бош вызвала в городе такое недовольство, что ее пришлось отозвать: к Киеву приближались немецкие войска, и хаос в тылу большевикам был не нужен[3].

Поддержала «левых коммунистов», выступавших за «революционную войну с Германией» и немедленный военный поход в Европу. От руководящих постов ее освободили: Бош вела себя неадекватно, все чаще находясь под воздействием кокаина, отдавала невыполнимые распоряжения. Ее отправили в состав отряда В.М.Примакова, как политкомиссара; отряд вел бои с немцами в Черниговской и Харьковской губерниях. Но и В.М.Примаков стал жаловаться на поведение Бош: она, находясь в наркотическом опьянении, неоднократно приказывала казнить красноармейцев якобы за «неповиновение». Надо сказать, что ее приказы В.Примаков чаще всего успевал отменить, но несколько десятков человек было расстреляно. Виталий Маркович не мог постоянно находиться в штабе или ходить за Бош, как часовой; считая такое положение ненормальным, Примаков заявил Ленину, что если Бош не отзовут, он ее сам расстреляет[4].

Ленин отозвал Бош в Москву, и приказал лечиться, но лечение было незакончено, и избавиться от наркозависимости Бош не смогла. Я.М.Свердлов добился назначения Бош первым секретарем губкома партии в Пензу, где Евгения Богдавновна также фактически подменила собой главу  местного ЧК. Свердлов и Ленин приказали Бош контролировать работу по изъятию у крестьян продовольствия и подавлению крестьянских восстаний. Бош свои «полномочия» использовала с избытком. Так, в селе Кучки она лично застрелила крестьянина, отказавшегося отдавать комиссарам корову. Поездки Бош по деревням местные жители помнят до сих пор: продукты изымались подчистую, скот – также; Бош изымала даже единственную корову или лошадь, так что в числе пострадавших от ее действий оказались, по сути, все крестьяне, в том числе и бедняки: все становились нищими. Дошло до изъятия кур и прочей мелкой птицы. Причем, Бош не знала, что делать с изъятыми продуктами и не предусмотрела мест для их хранения: почти весь изъятый Бош хлеб сгнил, так как хранился под открытым небом, а скот погиб – его не поили и не кормили. Очень многое было разворовано подчиненными Бош и пущено на черный рынок; ее комиссары пьянствовали и торговали самогоном. Общее число казненных по приказам Бош крестьян можно оценить только приблизительно: порядка 15000. «Результатом» действий Бош стало восстание, подавить которое окончательно смогли только в 1922г[5]. Бош снова отозвали.

В дальнейшем Бош занимала разные хозяйственные посты, но нигде подолгу не задерживалась: помимо отсутствия необходимого образования все чаще сказывались болезни. С наркозависимостью Бош справилась, но обострился туберкулез. Евгения Богдановна лечилась в Германии, Италии, Грузии, но ничего не помогало: в те времена туберкулез могли лечить лишь на ранних стадиях, у Бош же болезнь была слишком запущенной. 5 января 1925г. Е.Б.Бош  застрелилась. Автор неоконченных мемуаров.



[1] Гилярова Е.А., Иткис М.Б. Александр Круссер. Историко-биографический очерк.. Кишинев,1962.

[3] Полетика Н. Воспоминания. Киев, 1993.

[4] Красный террор в годы Гражданской  войны по материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков.  Лондон, 1992. (на рус.яз).

[5] Кондрашин В.В. Крестьянское движение в Поволжье в 1918-1922г. М.,2001.