Кедров М.С.

Михаил Сергеевич Кедров, (1878-1941), родился в Москве в семье нотариуса. Национальность – русский. Образование – неоконченное высшее: юридический факультет Московского университета, Демидовский юридический лицей. Член РСДРП с 1901г., сразу же примкнул к большевикам, где быстро выдвинулся, так как женился на О.Дидрикиль, родственнице Н.И.Подвойского и А.Х.Артузова, видных большевистских деятелей. В 1904г. участвовал в попытке освобождения уголовников из Таганской тюрьмы. Перешел на нелегальное положение, так как был объявлен в розыск. В  октябре 1905г. организовал «боевую дружину» партии большевиков в Костроме, и попытался захватить административные здания, но атака была отбита. В декабре 1905г. курировал поставки оружия участникам вооруженного восстания в Москве.  Его  продвижению по партийной  «лестнице» больше всего способствовал В.И.Ленин[1].

В 1912г. М.С.Кедров эмигрировал в Швейцарию, где попытался получить медицинское образование, подав заявку в Бернский  университет, потом в Лозаннский, но у него ничего не вышло: Михаил Сергеевич «не дружил» с иностранными языками. Жил на подачки Ленина, которому нередко оказывал услуги посыльного. В 1916г. Ленин выдал ему фальшивые документы, и поручил выехать в Россию, где Кедров должен был устроиться под видом врача на фронте, и там работать в пользу партии большевиков. Качество большевистских «фальшивок» было настолько высоким, что ни у кого подозрений не возникло[2]. На фронте вел антивоенную пропаганду, призывал к поражению России от Турции.  С мая 1917г. – член Военной организации ЦК большевиков, редактор газеты «Солдатская правда».

В ноябре 1917г. М.С.Кедров стал членом наркомата по военным делам РСФСР, курировал вопросы демобилизации старой армии, но в 1918г. был переведен на службу в ВЧК. В сентябре 1918г. стал начальником Военного отдела ЧК, а потом – начальником Особого отдела ВЧК. Должен был заниматься  двумя  вопросами: выявлением «врагов» в РККА, и выявлением их же в самой ВЧК. Такое быстрое возвышение было вызвано протекцией Ленина. В январе 1919г. Кедров издал приказ о создании Особого отдела ВЧК и предписал создать Особые отделы  фронтов, армий, военных округов и губерний с  «чрезвычайными полномочиями» – включая внесудебные казни. Также приказал объединить Военные отделы ЧК и органы военного контроля. За это время Кедровым были  выданы  санкции на  казнь свыше 3000 чел., и это не полные данные, так как Кедров  часто давал указания о казнях по телефону или телеграфу, без указания в  документах[3].

В 1918г. М.С.Кедров,  вместе с А.В.Эйдуком,  выполнял «партийное поручение» о создании концлагерей  и  проведении политики «красного террора» в Северной области: Архангельская, Вологодская, Вятская губернии, Карелия. Кедровым были «основаны» концлагеря в Холмогорах, Ухте, Архангельске, Котласе, Соль-Вычегодске, Вологде, Нарьян-Маре, Лодейном Поле. А.В.Эйдук отвечал за  «режим охраны», а Кедров – за «производительность труда», повышать которую Михаил Сергеевич решил расстрелом. Постепенно у Кедрова создалось чувство безнаказанности. К этому примешалось то, что его жена, Ревекка Майзель, злоупотребляла наркотиками, и склонила его к тому же. Ревекка Майзель вызвалась быть «исполнительницей приговоров», и только в Архангельске расстреляла 900 человек. На  «работу» Майзель выходила в состоянии наркотического опьянения[4]. Вскоре  М.С,Кедров  сам втянулся в  употребление кокаина, а затем перешел на морфий и не мог уже без него обходиться. Под воздействием наркотиков Кедров чаще всего и «работал». Перечить ему опасались, так как он был  личный представитель Ленина. В таком «состоянии» он вынес сотни смертных приговоров, а нередко ходил посмотреть, как «исполняет» казни его супруга. Ревекка Майзель, находясь уже в совершенно ирреальном мире, неоднократно порывалась открывать пулеметный огонь по улицам, и, наконец, пришло предписание Дзержинского им обоим оттуда уехать. Ревекку Майзель к работе больше не допускали[5], но М.С.Кедров вплоть до конца 1919г. руководил различными комиссиями по «чистке» госучреждений от «контрреволюционеров», – с правом  их  немедленного расстрела. «Право» это Кедров использовал с лихвой. В общей сложности число жертв «кедровских  чисток» учреждений превышает 10000. В марте 1920г. Кедров закрыл Соловецкий монастырь, сослав  монахов, а  на месте монастыря приказал основать  знаменитые  впоследствии «Соловки».  Сама эта идея принадлежала А.И.Рыкову, но именно М.С.Кедров был «исполнителем», он же написал первый примерный устав концлагеря[6].

Однако дальнейшая работа М.Кедрова в госорганах стала невозможной: он все  сильнее злоупотреблял наркотиками, отчего с ним начались психические расстройства. Дзержинский перевел его на хозяйственную работу, но все посты, которые он занимал в последующие 15 лет, были  чистой воды синекурой: не  увольняли его  лишь потому, что он был когда-то близок к Ленину. И.В.Сталин, которого Кедров изводил требованиями дать «ответственную должность», сплавил его старшим научным сотрудником Нейрохирургического института, с предписанием  персоналу: к работе с  пациентами не допускать. Так что «старший научный сотрудник» Кедров ходил на работу исключительно за зарплатой. Но это его не устраивало, и он регулярно ходил к Сталину, и  скандалил, требуя для себя  более высокого поста. В  конце концов Сталин разозлился, и приказал его арестовать. Человека, нуждавшегося в серьезном  лечении, содержали в Лефортовской тюрьме, и обвинили в «шпионаже в пользу США». Летом 1941г. его судила Военная Коллегия Верховного Суда СССР, но, видя его состояние, члены суда М.Р.Романычев, А.А.Чепцов, В.Д.Буканов назначили судебно-психиатрическую экспертизу и вынесли определение о переводе Кедрова в медицинское учреждение. Однако это решение не было исполнено: началась война. 28 октября 1941г. М.С.Кедров был расстрелян без предъявления каких-либо обвинений.[7]

В 1953г. М.С.Кедров был  полностью реабилитирован.



[1] Земан Е., Шарлау У. Кредит на революцию. План Парвуса. М.,2007.

[2] Саттон Э, Уолл-Стрит и большевистская революция. М,.1998.

[3] Соколов Д. Каратель с врачебным дипломом. М.,2004.

[4] Буровский А.М. Россия, кровью умытая. М.,2010.

[5] Вскоре она умерла в психиатрической больнице.

[6] Красный Террор в Советской Арктике. Документы и материалы. М.,2011.

[7] //Правда. №48(25766), 17.02.1989.