Степень страданий
Пытки отличаются от других, менее тяжких форм плохого обращения наличием тяжкой степени страданий. В случае пыток это, возможно, наиболее сложно определяемый аспект. Сложность с определением характера и степени тяжести причиненных человеку страданий может зависеть от множества личных особенностей пострадавшего: например, пол, возраст, религиозные и культурные убеждения, здоровье. В других случаях некоторые формы плохого обращения или некоторые аспекты содержания под стражей, которые сами по себе не являются пытками, в сочетании могут быть квалифицированы как пытки.
Некоторые типы плохого обращения объективно попадают в категорию пыток. Например, электрошок в области гениталий или вырывание ногтей. Однако пытки не ограничиваются подобными традиционными примерами – они включают многие формы страданий как физического, так и нравственного характера. Особенно важно помнить о нравственных формах плохого обращения – зачастую они имеют длительные последствия для пострадавших, которые могут оправиться от физических травм, но продолжать страдать по причине глубокой психологической травмы. Ниже приводятся формы плохого обращения, которые приравниваются к пыткам, как отдельно взятые, так и в сочетании с другими формами плохого обращения:
- фалака/фаланга: нанесение ударов по ступням ног;
- палестинское повешение: подвешивание за руки, предварительно завязанные за спиной;
- тяжкие формы избиения;
- электрошок;
- изнасилование;
- инсценировка исполнения смертного приговора;
- погребение заживо;
- инсценировка ампутации.
Существует, тем не менее, много промежуточных областей, которые не могут однозначно расцениваться как пытки, либо относительно которых не было достигнуто однозначного мнения, которые, однако, находятся в фокусе внимания международной общественности. Подобные примеры включают:
- телесные наказания, применяемые в качестве судебного наказания;
- некоторые формы высшей меры наказания и содержание в камере смертников;
- одиночное заключение;
- некоторые аспекты плохих условий тюремного содержания, особенно в случаях сочетания нескольких условий;
- пропажа без вести, что также включает последствия на состояние близких родственников пропавшего без вести;
- виды обращения с детьми, которые не считались бы пыткой для взрослого.
Один из особо важных факторов, который может влиять на степень страданий, – это культурный фактор. Необходимо осознавать, что различные культуры, а, соответственно, и люди, живущие в данной культурной среде, имеют разные представления о пытках. В результате возникают два важных аспекта. С одной стороны, это означает, что действия, которые воспринимается как пытки в рамках одной культурной среды или индивидуального случая, могут не расцениваться как пытки международными правовыми органами. С другой стороны, формы плохого обращения, воспринимаемые международным сообществом как пытки, не будут восприниматься как таковые человеком, который им подвергся. Например, в какой-либо стране избиение и даже тяжкие формы избиения воспринимаются не как пытки, а скорее как обычная форма обращения, в то время как разрывание одежды на женщине (без каких-либо других действий) может считаться пыткой. Возможно, формы обращения, считающиеся незаконными на международном уровне, окажутся законными в рамках государства. В подобных случаях заявитель не должен отказываться от подачи жалобы, так как международные органы будут руководствоваться международными законами. Даже в тех случаях, когда плохое обращение не приравнивается к пыткам, оно может быть приравнено к другой запрещенной форме плохого обращения.