«Заговор послов»: начало террора

Методы работы спецслужб в нашей не так уж значительно изменились с начала прошлого века. Пропаганда, притянутые “за уши” факты и выбивание признательных показаний разными способами по-прежнему являются оправданием для проведения репрессий.

«Заговор послов» известен также под названием «дела Локкарта» – по имени одного из его главных «фигурантов». К лету 1918г. ситуация в Советской России резко обострилась: правление большевиков вызывало массовое недовольство, и для его решительного подавления нужен был значимый повод – масштабная провокация. «Раскрытие» ВЧК контрреволюционного заговора . ведущего за границу, как нельзя лучше для этого подходило. Наряду с этим, в большевистских верхах шла отчаяанная борьба за власть: Ленина все более теснили Л.Д.Троцкий и Я.М.Свердлов, а расположенные в столице воинские части были ненадежны, так как были укомплектованы в основном инородцами: латышами, эстонцами, и так далее. Последние руководствовались не столько коммунистическими убеждениями, сколько антирусскими настроениями и их командиры часто вели собственную политику. В том числе, свою политику попытались проводить М.Я.Лацис, Я.Петерс, Я.Берзинь, Я.Буйкис, и другие. По собственной инициативе они вошли в контакт с британским консулом Р.Локкартом, и морским атташе британского посольства Ф.А.Кроми, предложив им свою помощь в свержении Советской власти, выставив в качестве условия уплату им миллиона рублей золотом1. Р.Локкарт был действительно британским разведчиком, но его миссия была «пассивной»: сбор информации о ситуациии в стране, об антисоветских организациях и тому подобном, но принимать решения подобного рода он не мог.

Поэтому подобные предложения латышей были либо изначально провокационными, либо их смысл был позднее сознательно искажен советской пропагандой. Тем более не мог Локкарт выводить этих лиц «на связь» с американским послом Фрэнсисом и французским послом Нулансом, равно как не могли они, даже будучи разведчиками, раскрывать себя в этом качестве перед неизвестными им людьми.2 Совершенно невероятно выглядят задания, которые, якобы, ставил перед латышскими стрелками Локкарт: взорвать железнодорожный мост через Волхов, чтобы «отрезать Петербург от поставок продовольствия»3 и наступать двумя полками (это – ничтожно мало) через Вологду на Архангельск на соединение к англичанам, занимавшими этот порт (если бы они и дошли до Архангельска, то сами бы оказались там изолированными).4 Отсюда вывод: все сказанное выдумано чекистами. И уж вовсе невероятно утверждение Я.Берзиня, что-де Локкарт указал ему на свою тесную связсь с Патриархом РПЦ Тихоном, но это, мол, «большой секрет». Зато не секрет,5 что большевики изначально планировали разгром церкви, и искали для этого повод: лучше, чем «связь Патриарха с иностранноыми шпионами» придумать трудно. Сразу же последовали «меры»: массовые аресты служителей культа приходятся как раз на осень 1918г., и в первую очередь арестованным «шили» «связь с английскими шпионами». Сам Патриарх Тихон был помещен под домашний арест, где находился фактически до конца Гражданской войны.

В ночь на 1 сентября 1918г. Р.Локкарт был арестован, и был подвергнут интенсивному допросу: у него спрашивали, знает ли он детали покушения на Ленина, произошедшего накануне (когда в него стреляла Ф.Каплан). К «заговору» были также произвольно привязаны покушения на М.С.Урицкого и В.Володарского. После месяца содержания под стражей Локкарт был отпущен и выслан из России, причем, допросы его велись не чекистами а приближенным Свердлова С.Караханом. проктоколы допросов Локкарта не рассекречены до сих пор, а в его дневниках август 1918г. пропущен6. Если бы дело было таким серьезным, как об этом писали советские историки, Локкарта бы расстреляли, и других послов тоже – большевики игнорировали дипломатический иммунитет, если им было нужно7.

«В ответ» на «заговор послов», произвольно привязанный к до сих пор не до конца понятному покушению на Ленина, 5 сентября 1918г. было обьявлено о начале Красного Террора и произведены массовые аресты и взятия в качестве заложников десятков тысяч человек, относившихся к «буржуазным» и «контрреволюционным» элементам. В числе расстрелянных за «соучастие в заговоре» были бывшие деятели царской России: Н.А.Маклаков, А.Н,Хвостов, С.П,Белецкий, И.Г.Щегловитов, епископ Ефрем (Кузнецов), Иоанн Восторгов, и многие другие: все они не могли иметь никакого отношения к «заговору», так как к тому времени давно находились в заключении8.

Для придания «заговору послов» большей масштабности чекисты «раскрыли» еще одну – петербургскую организацию «заговорщиков»: «группу Каламатиано» (по имени сотрудника американского посольства, собиравшего коммерческую информацию о состоянии дел в РСФСР: он, как видим, к шпионажу в прямом смысле отношения не имел): в группу, возглавлявшуюся якобы английским разведчиком С.Рейли9, входили несколько десятков чиновников и офицеров царского времени. Вынесенные им наказания были несоразмерно мягкими сравнительно с озвученными в прессе обвинениями. Того же Рейли просто выслали из страны10. Но тех, кого арестовывали после этих газетных публикаций и заявлений властей, расстреливали почти поголовно. И обвинения ставили уже куда шире: «содействие мировой буржуазии»11.

Интересно, что лидеров латышских стрелков после этой истории под разными предлогами удалили из Москвы, а в марте 1919г. латышские полки были расформированы и их личный состав в основном выехал в Латвию. Оставшихся влили в русские воинские части. Интересно и то, что наград за «раскрытие заговора» ни Лацис, ни Берзинь не получили, а в 30е годы они были расстреляны, и одним из основных обвинений был шпионаж в пользу Великобритании. .

В ходе «дела Локкарта» чекистами была выработана и отработна не раз применявшаяся в дальнейшем схема расправ с неугодными, причем, привлекаемые к суду лица могли быть вообще первыми попавшимися. Схема такова: вначале происходит некое ЧП – будь то теракт или крупный несчастный случай. ЧП может быть организовано кем угодно, даже самими чекистами, а несчастный случай – если речь о нем – может быть следствием стечения обстоятельств. Затем ведется массированная пропагандистская кампания в прессе, «увязывающая» произошедшее несчастье с каким-либо заговором внешних или внутренних врагов. Затем арестованных людей понуждают к «признанию» своей «вины» – независимо от наличия реальных доказательств. Следствие и суд идут в атмосфере крайней враждебности к обвиянемым, которых обьявляют чудовищами, достойными казни. Вердикт «суда» (кавычки в данном случае неизбежны) сам по себе мало значим: в принципе приговор может быть и относительно мягким. Гораздо важнее другое: все это время чекисты «прессуют» всех реальных и потенциальных врагов режима.

Нетрудно заметить, что эта схема «не устарела» до сих пор. Достаточно вспомнить действия белорусских спецслужб после терактов в Минске, взрыва в Витебске, после событий 19 декабря 2010г, и то, как эти действия накладывались на пропагандистскую кампанию, которую каждый раз поднималась идеологическим аппаратом и государственными СМИ. И стоит сравнить статьи в «Советской Белоруссии» декабря 2010-января 2011г. со статьями в «Правде» августа-сентября 1918г.

Сходство прослеживается не только в этом. Там доказтельная база обвинения была почти «нулевая» – и здесь тоже. Там была заметна самостоятельная «игра» латышских стрелков и верхушки ЧК – и здесь высказывались предоложения о том, что отечественные спецслужбы вели свою игру.

Сила (и слабость)спецслужб во многом кроется в схематизме их поведения: обычно используется та схема, которая себя однажды хорошо оправдала. В нашем случае – оправдывала себя почти сто лет.

Андрей Линевич

Список использованной литературы:

1 Мальков П.Д. Записки коменданта Московского Кремля. М.,1962.

2 //Роль коренных народов стран Балтии в становлении и укреплении большевистского строя. М.,2009.

3 Организация диверсий – не то, чем в реальности занимаются разведчики; их задача – сбор информации.видимо, чекисты этого не понимали, иначе приписали бы это «задание» Ф.А.Кроми –тот, по крайней мере, военный.

4 Локкарт Р. Буря над Россией. М.,2007.

5 Буйкис Я.Я. Просчет Локкарта.Рига,1962.

6 //Исторический архив. 1962.№4.

7 Вспомним судьбу польского посла в СССР Грибовского: в сентябре 1939г. он был арестован и помещен в концлагерь. Послы прибалтийских стран в1940г. также были арестованы и поехали на Колыму.

8 //Неотвратимое возмездие. По материалам судебных процессов над изменниками Родины, фашистскими палачами и агентами империалистических разведок. М.,1972.

9 С.Рейли с Локкартом был никак не связан, т.к. работал на военную разведку. Чекистов это не смутило.

10 Дебо Р. Локкарт против Дзержинского. М.,2008.

11 Мельгунов С.П. Красный террор в России. М.,1993.