Первую от Беларуси жалобу на условия содержания в ЦИП на Окрестина зарегистрировал Комитет ООН


В Комитете по правам человека ООН на днях была зарегистрирована очередная жалоба активиста из Республики Беларусь Егора Боброва. Сообщение, получившее номер 2181/2012, уникально тем, что является первой жалобой на бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение в печально известном Центре изоляции правонарушителей по пер.Окрестина, 36 в г.Минске.

На протяжении вот уже нескольких лет правозащитники упорно борются с ужасающими условиями содержания в этом столичном учреждении.  Многочисленные жалобы граждан свидетельствуют  приблизительно об одном и том же: люди, к которым применяют административный арест, а проще говоря – «сутки», оказываются в нечеловеческих условиях.

В частности, в зарегистрированном Комитетом сообщении, заявитель жалуется на условия в камерах, которые он расценивает как бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство. В сообщении утверждается следующее: «В камерах не было ни кроватей, ни стульев, ни стола, лишь сооружен один деревянный настил из досок, общий для всех арестованных. Матрас, одеяло, подушку и постельное белье не выдавали. Спать приходилось на голых досках в своей верхней одежде вместе с остальными арестованными нечистоплотного вида, по которым ползали насекомые. Иногда численность арестованных спящих вместе на одном настиле доходила до 10 человек.

В камерах было очень холодно. По моему ощущению 12-14 градусов по Цельсию. Ночью становилось невыносимо холодно, по ощущению 10 градусов по Цельсию. Периодически я просыпался от холода и не мог согреться, из-за чего я не высыпался, и из-за этого у меня болела голова.

В камере имелся туалет, но он не был отгорожен от камеры. Справлять естественные надобности приходилось на глазах у сокамерников. 

Поскольку в камере не было никакой мебели, мне приходилось принимать пищу со всеми сокамерниками, на настиле из  досок, на котором я спал, рядом с грязным унитазом, и сокамерниками нечистоплотного вида, это было невыносимо и унижающе.

Все это, вместе взятое, причиняло мне физические и психологические страдания, вызывало невыносимое чувство отвращения».

Приведенные выше факты, по мнению Егора Боброва являются унижением человеческого достоинства смыслу статьи 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах,.

Как и полагается по регламенту, Комитет по правам человека направил копию этой жалобы правительству Республики Беларусь для комментариев. В своем ответе государство полностью отрицает приемлемость сообщения в комитет и стандартно отвечает, что заявитель не исчерпал все доступные средства национальной защиты, включая жалобу Генеральному прокурору Республики Беларусь. Беларусь отметила, что с этого момента прекращает любые действия в отношении данного сообщения и полностью отказывается исполнять рекомендации, вынесенные Комитетом по правам человека.

Ситуацию прокомментировал правозащитник Сергей Устинов, «Выработанная практика Комитета по правам человека исходит из принципа о том, что внутренние средства правовой защиты должны быть не только доступными, но также и эффективными. Егор Бобров действительно не использовал возможность подачи надзорной жалобы председателю минского городского суда и председателю Верховного суда, поскольку по сути такая жалоба не влечет пересмотр дела. Рассмотрение жалобы в порядке надзора в Республике Беларусь не образует эффективного средства правовой защиты поскольку: не влечет за собой пересмотр дела; рассматривается одним должностным лицом; материалы дела истребуются только по желанию данного должностного лица. Кроме того, данный процесс проходит без участия заинтересованных лиц, то есть заявитель не имеет права выступления в данном процессе, предоставления доводов, ходатайств, заявлений. Таким образом, можно считать, что все доступные внутренние средства правовой защиты Бобровым были исчерпаны.

Право не подвергаться пыткам, жестокому и бесчеловечному обращению закреплено в Конституции Республики Беларусь, и обязанность государства – соблюдать это право. Очень жаль, что власти отказываются от сотрудничества с комитетом по правам человека по этому сообщению, как и по ряду других сообщений, потому как такие действия не являются конструктивными».

Отметим, что в данный момент защитить свои права, так же нарушенные во время отбывания наказания в ЦИП на Окрестина, в судебном порядке и через прокуратуру, пытаются Олег Волчек и Иван Шило. На сегодняшний день их жалобы прокуратура  игнорирует, а суд отказывает в рассмотрении дел им обоим. Ни о какой «эффективной» судебной защите потерпевших речь не идет.