Реденс С.Ф.

Станислав Францевич Реденс (1892-1940) родился в г. Мазовецк Ломжинской губернии в семье ремесленника. По национальности поляк. Оставшись без отца, с 14 лет пошел на завод рабочим: надо было кормить семью. Получил начальное образование.

Член партии большевиков с 1914г. Был призван в армию, но на фронт не попал, вскоре был комиссован по состоянию здоровья. В дальнейшем – рабочий, вел профсоюзную деятельность. В 1917г. С.Реденс был малозаметен, его возвышение началось только в 1918г, с переходом на работу в ВЧК[1]. Вначале был простым следователем, но был замечен Ф.Э.Дзержинским, и взят в центральный аппарат, где быстро стал секретарем Президиума ВЧК, а затем – и секретарем председателя ВЧК – Дзержинского. Поскольку все бумаги поступали вначале к нему, а уже потом – к Дзержинскому, от Реденса многое зависело: он мог кого-то вычеркнуть из расстрельных списков, а кого-то туда внести, мог сделать так, чтобы приговор, вынесенный какой-нибудь местной «чрезвычайкой», был отменен, или смягчен, мог составить документы на освобождение или арест. Своим положением Реденс пользовался: содействовал освобождению тех заключенных, родственники которых давали ему взятку. Поскольку далеко не у всех были деньги, то услугами С.Реденса чаще пользовались уголовные преступники и крупные спекулянты, а также партийные работники. Для Дзержинского «деятельность» Реденса не была секретом, но он закрывал на нее глаза. Было и несколько фактов освобождения Реденсом людей безвозмездно[2].

В 1919-1924гг. С.Ф.Реденс занимал руководящие посты в Одесской, Киевской, Харьковской, Крымской ЧК.  На этих постах он занимался «зачисткой»: уничтожал тех чекистов, которые были наиболее «запачканы» участием в массовых убийствах. Среди них было много лиц с уголовным прошлым, с психическими расстройствами, алкоголиков и наркоманов; к другой работе, кроме «расстрельной», они не годились[3], но и эту «службу» исправно исполнять долго не могли: человек «срывался», и становился опасен для своих же «коллег». Так, в Харькове Реденсу пришлось «зачищать» результаты «деятельности» во главе местной ЧК известного садиста и убийцы Саенко. А в Крыму он занимался «ликвидацией» наиболее кровавых «исполнителей» из подчиненных Р.С.Землячки и Белы Куна. Заодно устранялись и свидетели преступлений чекистов из числа родственников их жертв[4].

В Крыму С.Ф.Реденс «задержался» надолго: до 1924г., и на посту главы Крымского отдела ГПУ, занимался подавления антисоветского движения крымских татар и отрядов «зеленых». Операции велись по всем правилам «зачистки»: блокировались дороги и тропы, оцеплялись села, затем шла проверка дома за домом с задержанием всех «подозрительных», часть из которых тут же расстреливалась, а прочие свозились на фильтрационные пункты.

В 1924г. С.Ф.Реденс вновь стал помощником Ф.Э.Дзержинского – но уже на другой работе – в ВСНХ СССР, где Реденс был секретарем Президиума и помощником председателя. После смерти Дзержинского был переведен в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции.

В 1928г. он согласился на должность председателя Закавказского ГПУ и занимался там «чекистским обеспечением» проведения принудительной коллективизации. В 1931г. Реденс возглавлял ГПУ БССР, а затем был переведен на Украину, где был одним из инициаторов раскулачивания: в 1932г. вместе с С.В.Косиором разработал план «ликвидации основных кулацко-петлюровских гнезд», в ходе выполнения которого лишь в ноябре 1932г. было арестовано около 2тыс. руководителей колхозов[5].

В 1933г. карьера С. Реденса пошла вверх: он стал главой Московского областного отделения ОГПУ (до января 1938г.). Руководил развертыванием массового террора в Москве и Подмосковье, после убийства Кирова, был одним из организаторов Московских процессов 1936г. – суда над Г.Е,Зиновьевым, Л.Б.Каменевым и их сторонниками. Находился в постоянном контакте с Н.И.Ежовым по этому поводу, и не раз делал доклады лично Сталину. С.Реденс – один из пяти чекистов, удостоенных звания Комиссара госбезопасности 1-го ранга. Один из организаторов репрессий в Красной Армии в 1937-1938гг.[6]  Находиться на таких «вершинах» и знать столько, сколько знал Реденс, было равнозначно самоубийству: Сталин рано или поздно от таких людей избавлялся. Реденс этого не понимал, и продолжал стараться «сделать карьеру»[7].

В январе 1938г. С.Реденс был переведен – с понижением – наркомом НКВД Казахской ССР. 21 ноября 1938г. его арестовали, и предъявили целый ряд обвинений. Одни из них были абсурдны – «шпионаж в пользу Польши», другие – вполне соответствовали действительности: организация массовых необоснованных арестов, разгром партийно-хозяйственных кадров, применение пыток. Дело Реденса лично контролировал Л.П.Берия. С.Ф.Реденс признал свою вину в массовых репрессиях и пытках, однако обвинения в шпионаже отверг.

12 февраля 1940г. С.Ф.Реденс был расстрелян.[8]

В 1957г. вдова С.Реденса (сестра жены Сталина) подала просьбу о его реабилитации, но получила отказ. В 1961г., однако, Реденс был реабилитирован – по прямому указанию Н.С.Хрущева. В 1989г. Прокуратура СССР установила, что многие обвинения, предъявленные Реденсу подтверждаются, и его реабилитация была необоснованной. Однако истечение срока давности не дало возможности отменить ее.



[1] Аллилуев В. Хроника одной семьи. М.,1995.

[2] Йоффе Э. Шурин Сталина. //Вечерний Минск,2000.,25.02.

[3] Зинько П.К. Кое-что из истории Одесской ЧК.2е изд. Одесса, 1992.

[6] Колпакиди А. Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий. М.,2007.

[7] То, что Реденс был шурином Сталина, не улучшало его положения, а, напротив, ухудшало: он подлежал устранению еще и как многое знающий о личной жизни Сталина.