Родос Б.В.

Борис Вениаминович Родос, (1905-1956), родился в г.Мелитополь в семье ремесленника. Национальность – грек, но считал себя русским. Получил среднее, затем – средне-специальное образование (по профессии- тракторист-механизатор), но работал продавцом в магазинах и подручным у мелких предпринимателей-«нэпманов», счетоводом. В 1928г. был принят на работу в окружное Бюро жалоб рабоче-крестьянской инспекции Мелитополя: тогда в госучреждениях был очень большой спрос на тех, кто имел хоть какое-то образование. В 1929г. вступил в ВЛКСМ, и попытался сделать карьеру комсомольского работника, но неудачно: в 1930г. был арестован по обвинению в попытке изнасилования сотрудницы Новотроицкого райисполкома, где он тогда работал, и был осужден, но пробыл в тюрьме около года: к тому времени он был негласным сотрудником ОГПУ, и его спасли[1]. В 1931г. Б.В.Родос зачисляется в штат ОГПУ официально, и быстро продвигается по службе: с 1933г. Родос – помощник начальника 4го (секретно-политического) отдела Одесского ОГПУ, с 1936г. – член ВКП(б), в начале 1937г. – направлен в Москву в 4й отдел ГУГБ НКВД СССР, а в 1938г. его назначили помощником начальника следственной части ГУГБ, и он был приближен Б.З.Кобуловым. Секрет карьеры был прост: Б.Родос не стеснялся использовать при ведении следствия «физические меры воздействия»: «конвеер», помещение в карцер, лишение пищи или кормление соленым, связывание «козлом». Одним из первых Б.Родос начал применять для  пытки пластиковый пакет. В отличие от своего напарника, Л.Л.Шварцмана, Родос имел некоторое образование и мог вести протокол допроса, грамотно оформлять следственные документы. Этим Родос выгодно отличался и от своего начальника, Богдана Кобулова: тот был практически неграмотен[2].

С  февраля 1939г. Родос – замначальника следчасти ГУГБ, а в 1943г. переводится в НКГБ на аналогичную должность: на «укрепление»  команды В.Н.Меркулова.

В марте 1940г. Б.В.Родос, приказом НКВД №00342 был направлен в состав оперативно-чекистской группы НКВД по Львовской области для проведения арестов и оформления следственных дел на польских граждан, подлежащих расстрелу, согласно постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940г[3]. Во Львове Родос пробыл 2 месяца, и был за расстрельную «работу» награжден И.А.Серовым именными часами и денежной премией.

В 1938-1941гг. через руки Б.Родоса «прошли» такие лица из партверхушки, как С.Косиор, В.Чубарь, П.Постышев, Р.Эйхе, А.Косарев, А.Стецкий, крупные военные – К.А.Мерецков, Я.В.Смушкевич, Г.М.Штерн, А.Д.Локтионов, П.В.Рычагов, писатель И.Бабель и режиссер В.Мейерхольд[4]. Во многих случаях  пытки Родос  применял в «паре» с Л.Шварцманом: последний обычно бил, а Родос записывал «показания». Применение пыток Родосом к Р.Эйхе и К. Мерецкову и А.Локтионову, Г.Штерну зафиксировано документально. Пытал Родос  и  наркома вооружений Б.Л.Ванникова[5].

В годы войны Б.В.Родос участвовал в следствии и пытках по «групповым» делам: «Народной партии трудящихся», «Русской национальной партии», по делу  партизанского командира Н.Коляды, который в 1944г. перешел на сторону УПА в Украине. В 1945г. Б.В.Родос  вел дело монахини Меньшовой-Радищевой, выдававшей себя за дочь Николая Второго Татьяну.

В 1946г. карьера Родоса пошла под уклон: В.С.Абакумов, новый министр МГБ отнесся к нему отрицательно, и Родос был направлен – с понижением – начальником следчасти УМГБ по Крымской области. А в 1952г. Б,В.Родос был уволен из органов госбезопасности: сменивший Абакумова С.Д,Игнатьев «вычищал» из МГБ всех, кто имел какое-то отношение к его предшественникам[6].

У Родоса был шанс уцелеть: занятым взаимными разборками начальникам было не до отставного полковника, тем более, что ни Л.Шварцман, ни В.Абакумов никаких показаний на него не давали. На скромной должности в городском телеграфе г.Симферополя Родос вполне мог пересидеть «смутные времена», но помешали амбиции: он, считая, что его уволили несправедливо, послал письмо в ЦК КПСС, с требованием  восстановить его на работе в органах, а, получив отказ, стал «качать права». В итоге, в октябре 1953г., он был арестован и обвинен в «измене Родине». На следствии Родос охотно давал показания на Берию и его приближенных, признавал себя виновным в пытках и  фальсификации уголовных дел, и даже в нескольких убийствах заключенных, но признавать себя  виновным  в «измене Родине», «шпионаже и заговоре с целью захвата власти», категорически отказался. Между тем, расстрелять его могли лишь объявив «изменником и шпионом». Максимум, что он мог за свои преступления получить – 25 лет лишения свободы. Против государства Родос ничего не совершал. Но его хотели расстрелять, и потому «шили» государственные преступления.

Реальных причин уничтожения Б.В.Родоса было две: во-первых, он, как и Л.Л.Шварцман, знал о поиске в 1935-1937гг. «подходов» к окружению Н.С.Хрущева со стороны  некоторых американских бизнесменов, и в руках любого оппонента Хрущева  такая информация была бы убойным «козырем», так что Родос и Шварцман были  опасными свидетелями. Во-вторых, Родос знал много негативного о тех представителях «ленинской гвардии», которых допрашивал и чьи дела вел, – а Хрущев собирался их реабилитировать и прославить, так что такие люди, как Родос, могли стать источниками «альтернативной» информации.

20 апреля 1956г. Б.В.Родос был расстрелян. Не реабилитирован.



[1] Воронцов С.Д. Спецслужбы России. Ростов-на-Дону. 2006.

[2] Росляков М. Убийство Кирова. Политические и уголовные преступления в 1930х годах. Ленинград, 1991.

[3] Усовский А.Б. Проданная Польша. М.,2011.

[4] Дмитриев В.И. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938гг. М.,1997.

[5] Ванников Б.Л. Воспоминания. М.,1990. Подробнее об этом см.также: Солонин М.С. 1941.Полная хронология катастрофы. М.,2012.

[6] Берия. Конец карьеры. М.,1991. Сб.док. и свидетельств.