Вейншток Я.М.

Яков Маркович Вейншток, (1899-1939), родился в д.Савники Витебской губернии в семье мелкого торговца. Еврей. Образование – неоконченное среднее. Работал конторщиком в Петербурге, писарем. Был призван в армию, но на фронт не попал – началась революция. До свержения монархии политикой не интересовался. Вначале уехал домой, но вскоре вернулся в Петроград, потом – в Москву. Нужно было как-то жить, и Вейншток в декабре 1918г. поступил в РККА, где служил писарем, а в мае 1919г. поступил в ВЧК. Во-первых, в ВЧК лучше было с продовольственным обеспечением, во-вторых, было легче уклониться от фронта: если на фронт Первой мировой Яков Маркович не попал по независящим от него причинам, то на фронт войны Гражданской он и сам не стремился. В 1919-1922гг. служил в Особых отделах Северной области: на Северо-Двинской военной флотилии, Беломорской флотилии, и т.д. А в 1922г. был назначен членом Коллегии ЧК Волынской губернии и одновременно – в контрразведку погранвойск. После этого карьера Вейнштока пошла быстрее: помощник начальника контрразведывательного отдела полномочного представительства ОГПУ на Правобережной Украине, потом – на Северном Кавказе, где он сблизился с Евдокимовым, видным чекистом, полпредом ОГПУ на Северном Кавказе. Евдокимовым он проработал до 1930г., и  был им выдвинут в Центральный аппарат ОГПУ. В 1930г. он стал начальником административного отдела Административно-организационного управления ОГПУ СССР, одновременно – начальник части по охране границ Главного управления войск пограничной и внутренней охраны ОГПУ СССР, замначальника высшей школы ОГПУ по кадрам. Охраной госграниц как таковой Вейншток занимался мало, ограничиваясь общими распоряжениями. Зато санкционировал жесткие меры по недопущению бегства граждан из СССР: именно при Вейнштоке граница была наглухо перекрыта, а бегство из СССР, с его подачи, стало рассматриваться как уголовное преступление, да еще и контрреволюционное. Яков Маркович был приближен Ягодой, и вплотную занимался кадровыми вопросами, в том числе, назначением тех или иных лиц на посты начальников концлагерей и прочих мест лишения свободы. Для него не было секретом наличие среди них множества лиц с преступным прошлым или садистскими наклонностями, но его это не волновало, более того, он считал, что именно таким людям самое место на таких постах: «нужна  строгость!», любил говорить он на этот счет[1].

В 1931г. он стал управляющим делами ОГПУ, а в 1933г. – замначальника, с 1934г. – начальником отдела кадров ГУГБ НКВД и сектора кадров НКВД СССР. Основная часть наиболее «известных» своими преступлениями деятелей системы ГУЛАГ получила назначение при Вейнштоке: Яков маркович лично проводил собеседование с кандидатами на посты в иерархии ГУЛАГ или  следователи, начальники  управлений ОГПУ на местах. Конечно, в итоге утверждал кандидатов Ягода, но в силу занятости он практически переложил эту работу на Вейнштока, а также своего секретаря, Буланова. Эти двое, по сути, и руководили ОГПУ. Поэтому их ответственность за преступления тех, кого они назначали, безусловна. Более того, отчеты с мест о ходе репрессий шли не прямо Ягоде, а Буланову и Вейнштоку[2].

В 1933-1936гг. Яков Венйшток был также начальником Центральной школы НКВД: подготовка кадров будущих чекистов зависела напрямую от него, и он проводил их «селекцию», отбирая и выдвигая тех, кто был готов выполнять какие угодно приказы.

С приходом к власти в НКВД Ежова влияние Вейнштока пошло на убыль, а вскоре он был переведен на пост начальника 10го, тюремного, управления НКВД СССР, где проработал до апреля 1938г. На этом посту его власть также была велика: от него зависели условия содержания заключенных тюрем и СИЗО, режим в них. Вейнштоку было известно о массовом применении пыток и о таких условиях содержания под стражей, которые могут трактоваться, как жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение. Но он ничего не делал для изменения ситуации: она его устраивала. На множество писем и жалоб заключенных на условия содержания Вейншток не реагировал, в прокуратуру их не передавал[3].

Длительное время Вейншток был также руководителем Кооператива НКВД, и был причастен к перекачке значительных ценностей на «черный рынок», имел за границей несколько валютных счетов на подставных лиц. В 1937г. был награжден орденом Красной Звезды.

В апреле 1938г. Вейншток был переведен на пост замнаркома водного транспорта СССР. Это означало крах карьеры. Дело в том, что Ежов решил окончательно избавиться от лиц из окружения Ягоды. Ирония судьбы заключалась в том, что вскоре Ежов сам был перемещен в тот же наркомат, только наркомом.

25 ноября 1938г. Яков Маркович Вейншток был арестован. Его дело вел Влодзимирский. Вейнштоку предъявили обвинения  в хищениях в особо крупном размере, а  также в сокрытии фактов тяжких преступлений. Следствие тянулось долго: Вейншток знал так много, что его старались как следует «раскрутить». 25 января 1940г. его расстреляли.

В 1957г. Вейншток был полностью реабилитирован. Причины этого непонятны: доказательств вины Вейнштока было множество.

[1] Абрамов В.  Евреи  в КГБ. Палачи и жертвы. М.,2005.

[2] Академия  ФСБ России. 80 лет. М.,2001.

[3] Петров Н.В., Скоркин К.В.  Кто руководил НКВД. 1934-1941. М.,1999.