Власти продолжают применять психологические пытки к правозащитнику Алесю Беляцкому

24 декабря от тяжелой болезни скончался 82-летний отец незаконно осужденного правозащитника Алеся Беляцкого.

Родственники и коллеги, зная о тяжелом состоянии здоровья отца Алеся Викторовича, прилагали все усилия для того, чтобы получить разрешение на свидание правозащитника со своим отцом.

В суд Первомайского района г.Минска было направлено ходатайство и документы, подтверждающие тяжелое состояние отца Беляцкого. В ответ на письменное разрешение суда, администрация СИЗО №8 в Жодино, куда был переведен правозащитник, заявила жене осужденного Наталье Пинчук, что не может выполнить решение суда только потому, что у них нет возможности конвоировать Алеся в Минск и обеспечить его безопасность. Также было заявлено, что бумаги из суда о разрешении свидания оформлены ненадлежащим образом. Документы были исправлены и поданы повторно. Тем не менее, Председатель суда Первомайского района Минска Тамара Высоцкая без объяснения причины отказала в их переоформлении.

После этого Наталья вместе с адвокатом посетила департамент исполнения наказаний и оставила там заявление с просьбой оказать в сложившейся ситуации содействие. Тем временем, из-за намеренного затягивания властями решения данного вопроса, случилось непоправимое, и увидеть своего отца живым Алесь Викторович не успел.

26 декабря супруга правозащитника обратилась с просьбой в Генеральную прокуратуру в надежде добиться разрешения для мужа присутствовать  на похоронах своего отца. При этом начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Горошко Юрий Иванович еще раз подчеркнул, что в Беларуси не существует законно установленной процедуры, которая бы позволила, в соответствующей ситуации, организовать прощание с умершим, и посоветовал обратиться в Палату Представителей Национального Собрания с законодательной инициативой, чтобы подобная процедура в дальнейшем была определена на уровне закона. Также заявление на разрешение проститься с отцом направлено в суд Первомайского района Минска.

Как стало известно, сегодня в 8 часов утра правозащитник Алесь Беляцкий смог проститься со своим  отцом.  На всю процедуру ему отвели около 10 минут.

Ситуацию комментирует правозащитник ПЦ «Вясна» Андрей Полуда: «Мы расцениваем изначальный запрет Беляцкому на свидание со своим отцом как бесчеловечное обращение, потому как известного правозащитника лишили последней возможности встретиться с отцом. Даже после его смерти искусственно затягивался вопрос о разрешении на присутствие Алеся Викторовича на похоронах. В итоге правозащитнику выделили лишь 10 минут на прощание с отцом в морге, а в присутствовии на похоронах отказали. Эти действия мы расцениваем как психологическую пытку, причем как для самого Алеся, так и для членов его семьи, его коллег.

В соответствии с законодательством, лица, которые содержатся под стражей, имеют право для встречи с родственниками и присутствия на похоронах. В свою очередь, обвинительный приговор Беляцкому еще не вступил в законную силу, и для таких лиц порядок действительно не предусмотрен. Тем не менее, несовершенство белорусского законодательства – не причина для того, чтобы администрация СИЗО так долго не шла на встречу в сложной ситуации, которая произошла в семье правозащитника. Более того, вся эта бумажная волокита: ненадлежащее оформление разрешения суда на свидание, отказ в переоформлении после повторной его подачи, а теперь еще и советы по изменению законодательства в данном ключе можно расценивать как унижающее человеческое достоинство обращение и своего рода издевательство над семьей правозащитника».

Напомним, вице-президент Международной федерации прав человека, руководитель правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий, 24 ноября был незаконно приговорен к 4,5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества за якобы сокрытие доходов. Основанием для уголовного преследования Беляцкого стала информация о его зарубежных банковских счетах, переданная в Минск чиновниками Литвы и Польши в рамках двусторонних соглашений о правовой помощи. На самом деле средства, перечисляемые на счета правозащитника, использовались исключительно на правозащитную деятельность. Впоследствии польские и литовские власти извинились перед Беляцким и его семьей.

Правозащитники, политики и дипломаты стран Евросоюза и США решительно осудили приговор Беляцкому. Они отмечают политическую мотивированность дела и то, что вина Беляцкого не была доказана, а дело явилось по сути расправой с известным правозащитником за его деятельность.