Заложники власти – испытание пытками. Часть1

Вот уже несколько лет подряд в Беларуси продолжают отбывать свои сроки незаконно осужденные политики, гражданские активисты, предприниматели. Некоторые из них за время следствия и последующего лишения свободы стали жертвами пыток, жестокого и бесчеловечного обращения.

Еще никогда в истории независимой Беларуси за решеткой не было столько невиновных людей, приговоры которым были политически мотивированны. Андрей Санников, Николай Статкевич, Дмитрий  Бондаренко, Николай Автухович и Змитер Дашкевич  стали заложниками власти, когда не захотели отказываться от своих демократических убеждений и принципов.

Специально для проекта «Правозащитники против пыток» были собраны и обобщены наиболее вопиющие случаи, когда незаконно осужденные подвергались пыткам в местах лишения свободы по инициативе либо с молчаливого согласия администрации этих учреждений.

Андрей Санников 

Кандидат в Президенты на выборах 2010 года, был задержан  20 декабря 2010г., осужден 14 мая 2011 судом Партизанского района г.Минска по ч.1 ст.293 УК (организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества и вооруженным сопротивлением представителям власти) к 5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима.

Места и условия содержания

Во время своего пребывания в СИЗО КГБ Санников подвергся пыткам, психологическому давлению и жестокому обращению со стороны администрации изолятора, а так же сотрудников спецслужб в масках из неизвестного подразделения. Задержанному кандидату в Президенты не оказывали необходимую медицинскую помощь не смотря на то, что после жестокого задержания у него была серьезно повреждена нога. Во время проведения следствия Санникова содержали в различных камерах, условия в которых приравниваются к пыткам: камеры были переполнены, не хватало спальных мест, температурные условия были настолько низкие, что заключенные постоянно болели.

Пока Санников находился в СИЗО КГБ, ему была запрещена личная переписка и получение каких-либо газет и журналов, действовал запрет на встречу с адвокатом: своего адвоката он впервые увидел спустя 3 месяца после задержания, так же его лишали сна и отдыха, возможности сходить в туалет при первой надобности.

Неизвестные в масках всячески издевались над лидером «Европейской Беларуси» и другими заключенными. В частности, в СИЗО ежедневно устраивали личные досмотры, делая эту процедуру как можно более унизительной для заключенных. Приказав раздеться до гола, Санникова ставили «на растяжку» и заставляли его приседать – не смотря на то, что у него было повреждено колено и физические нагрузки на больную ногу доставляли ему страдания, и только после этого позволяли одеться. Описанные выше действия людей в масках сопровождались оскорбительными высказываниями в его адрес, угрозами, ударами дубинок.

Жестокое обращение сопровождались и психологическим давлением: администрация СИЗО КГБ и, в частности, председатель КГБ Вадим Зайцев, принуждал кандидата в Президенты написать заявление о раскаянии на имя Лукашенко, угрожал жизни и здоровью его жены и ребенка, указывал на то, что его малолетнего сына хотят забрать органы опеки, лишив его и жену родительских прав. Все вышеописанные факты о жестоком обращении и давлении на кандидата в Президенты стали известны после его официального заявления в суде.

После вынесения приговора, Санникова отправили отбывать наказание в исправительную колонию №10 в г.Новополоцке, начальник – Александр Сивохо.

Продержав его там 2 месяца, без объяснения причин было решено перевести бывшего кандидата в исправительную колонию №2 в г.Бобруйске. Об этом супруге политзаключенного сообщил временно исполняющий должность начальника департамента исполнения наказаний МВД Сергей Проценко, мотивируя решение тем, что якобы «в Бобруйске Санникову будет лучше».

20 сентября 2011 года его переводят в исправительную колонию №2 в г.Бобруйске – начальник Александр Какунин, однако этап длился 5 дней, и Санников прибыл туда лишь 24 сентября.

Как стало известно позже, именно здесь его пытались поместить в камеру с заключенными с низким социальным статусом, практически лишили личной переписки и получения прессы. С 8 ноября осужденного политика держали в полной изоляции, таким образом более 2-х месяцев действовал негласный запрет на свидания с родственниками и адвокатом. Как выяснилось позже, в стенах этой колонии еще 20 ноября 2011 года экс-кандидат в президенты Андрей Санников подписал прошение о помиловании на имя Александра Лукашенко. Данное прошение его заставили подписать под пытками и угрозами жизни и здоровью его самого и семьи.

В связи с таким беспрецедентным давлением на политического оппонента действующего Президента, практически полной его изоляцией от семьи, адвоката, внешнего мира и применением к нему пыток, семья политзаключенного приняла решение обратиться с сообщением к специальному докладчику ООН по вопросам о пытках.

Следует отметить, что подписанное Санниковым еще 20 ноября 2011 года прошение не было рассмотрено Комиссией по помилованиям при Президенте Республики Беларусь до сегодняшнего дня.

Якобы по причинам угрозы жизнью и здоровья бывшего кандидата в Президенты, 16 декабря 2011 года Санникова снова переводят в новое место отбывания наказания – на этот раз в исправительную колонию №3 в п.Витьба Витебской области. Об этом жене бывшего кандидата сообщил уже известный нам Проценко, сославшись на то, что Санникова опять переводят «ввиду существующей опасности для жизни и здоровья». Этап осуществлялся через тюрьму №4 в г. Могилеве, которая является пересыльной.

На данный момент незаконно осужденный политик находится  в ИК-3 в п.Витьба. Отметим, что начальник этой зоны Виталий Агнистиков уже имеет «опыт общения» с политическими заключенными: именно здесь отбывал  свой срок соперник действующего Президента Лукашенко после выборов 2006 года Александр Козулин. Как известно, для того, чтобы поднять вопрос о нарушениях прав человека в Беларуси и привлечь внимание сложившейся на тот момент ситуации, незаконно осужденный политик был вынужден объявить голодовку протеста, которую держал 53 дня.

Николай Статкевич  –  кандидат в Президенты на выборах 2010 г., задержан 20 декабря 2010г., осужден 26 мая 2011 судом Партизанского района г.Минска по ч.1 ст.293 УК (организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества и вооруженным сопротивлением представителям власти) к 6 годам лишения свободы в колонии усиленного режима.

Места и условия содержания

Подтвердил заявления Санникова о том, что к узникам СИЗО КГБ, в том числе и к нему, применялись пытки во время следствия.

По прибытии в исправительную колонию №17 г.Шклова, практически сразу в отношении Николая начались провокации со стороны администрации колонии. Самое интересное, что среди остальных заключенных Статкевич приобрел определенный авторитет, заслужил уважение – и специально на конфликт с ним никто не шел.

Супруга бывшего кандидата в Президенты  Марина Адамович еще в сентябре 2011 года заявила о том, что в тюрьме на него оказывалось моральное давление, а администрация натравливала на него других заключенных.

Как мы видим, с самого начала пребывания в Шкловской колонии Николая Статкевича поставили в наихудшие условия. Тем не менее, информационная изоляция, непрекращающиеся попытки выбить из политика «покаянное письмо» на имя Президента и проблемы со здоровьем не сломили кадрового офицера Николая Статкевича.

Над политиком и его гражданской женой полгода издевались, искусственно затягивая формальное оформление их супружеских отношений.

По источникам из колонии, в конце 2011 года администрации удалось спровоцировать Статкевича на драку, в результате чего он был  помещен в ШИЗО, а затем в ПКТ – помещение камерного типа сроком на 1 месяц. Ещё до “совершения тяжких нарушений” Статкевич был признан “злостным нарушителем”. Это произошло сразу же после появления в СМИ его “Писем на свободу”– все взыскания были вынесены Николаю Статкевичу в течение одной недели после публикаций.

21 декабря 2011 года Николай Статкевич и Марина Адамович все же оформили супружеские отношения. Хотя по закону молодоженам отводится трое суток, администрация колонии выделила супругам  меньше суток для того, чтобы побыть вместе.

Тем не менее, после короткой «оттепели» и разрешения на оформление брака, администрация колонии тут же решила отыграться на политике и устроила над ним настоящее судилище.

Причиной стало официальное представление администрации колонии, согласно которому осужденный политик “не встал на путь исправления”, “к условно-досрочному освобождению не стремится” и по отбытии наказания намерен “вести преступный образ жизни”. Такое представление на кандидата в президенты Николая Статкевича для предстоящего суда подписал начальник колонии полковник Ермолицкий С.В.

12 января Шкловский районный суд подтвердил представление администрации Шкловской колонии на перевод Николая Статкевича в тюрьму №4 в г. Могилеве, начальник – Александр Ломаза.

Рассматривал дело Шкловский судья Виталий Волков. Николая Статкевича обвинили в том, что он находился без бирки с номером заключенного на одежде, а также не указал в списке личных вещей носового платка. Решением суда незаконно осужденного политика перевели на три года в крытую тюрьму №4 г. Могилева, так как Шкловский суд считает, что бывший кандидат в президенты не стал на пусть исправления и не покаялся.

Следует отметить, что в тюрьме сами по себе условия более жесткие, чем в обычных учреждениях отбывания наказания. Как правило, туда направляют особо опасных преступников или лиц, которые неоднократно нарушали режим. Чем же так опасен политический оппонент нынешнего Президента? Видимо тем, что не смотря на оказываемое на него давление, прошение о помиловании Николай Статкевич не подписал до сих пор.

Продолжение следует…