Пытки в Могилеве: перевести ответственность на жертву не удалось

Почти год потребовался следователю, чтобы отказать в возбуждении уголовного дела по якобы применению насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел.Как мы ранее писали, 30 декабря 2017 года в отношении жителя Могилева Стаса в общественном пункте охраны правопорядка № 8 Ленинского РОВД г. Могилева были применены пытки и изнасилование милицейской дубинкой. Уже после, находясь в шоковом состоянии, провоцируемый сотрудниками милиции, Стас разбил рабочий стол одного из сотрудников. В результате на самого же Стаса завели уголовное дело по ч.1 ст.339 УК (хулиганство), параллельно проводилась проверка по заявлению сотрудника милиции Нестерука М.С. по факту якобы причинения ему Стасом телесных повреждений.

Естественно, когда еще в мае 2018 Стасу пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам пыток, он не стал его обжаловать, так как над ним в возможной перспективе висели еще два уголовных дела за хулиганство и насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел.

3 декабря 2018 года Стасу пришло уведомление о прекращении уголовного преследования по хулиганству, а также постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в применении насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел. Из постановления следует, что материалы дела об административном правонарушении в отношении Стаса по ст.17.1 КоАП не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Поэтому и задержание, и дальнейшие действия по доставлению его в опорный пункт, и, соответственно, применение силы, явились следствием личных неприязненных отношений.

Сейчас Стас хочет продолжить бороться и доказать, что сотрудники милиции все-таки применяли пытки.

«Существует распространенный прием, когда на жертву пыток заводят уголовное дело за причинение насилия сотруднику милиции. В этом деле проверка велась очень долго, но все-таки следователь смог выяснить все обстоятельства и объективно отказал в возбуждении уголовного дела по насилию в отношении сотрудника милиции. Теперь мы опять поднимем вопросы пыток годичной давности. Одним из принципов эффективного расследования пыток является быстрота сбора доказательств и незамедлительная  фиксация следов пыток, а в этом деле с этим проблемы, например, проведенная только через месяц и семь дней судебно-медицинская экспертиза, или изъятые только через два с половиной месяца мобильные телефоны и резиновые дубинки сотрудников милиции, а также вещи Стаса, которые к тому времени уже были постираны. Доводы сотрудников милиции о том, что Стас сам бился головой о пол и дверные проемы, тоже не выдерживают критики. В любом случае, мы будем обжаловать постановление и, если понадобится, обратимся в Комитет по правам человека», – сообщил глава инициативы «Правозащитники против пыток» Сергей Устинов.