Активист жалуется на унизительные условия содержания в Солигорском ИВС
Владимир Лемеш направил жалобу в прокуратуру на условия содержания под стражей в Солигорском изоляторе временного содержания. Эти условия активист считает унижающими человеческое достоинство.
Попав под преследование в рамках так называемого дела “за красную полосу”, 27 сентября Владимир Лемеш был задержан сотрудниками милиции возле своего дома в Солигорске. В течение часа он был доставлен в изолятор временного содержания Солигорского РОВД, где находился два дня до рассмотрения его дела о якобы административном правонарушении судом.
Активист считает, что условия содержания в изоляторе можно расценивать как пытки, а также жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство отношение и наказание.
– Знаете, наши власти рассуждают о переходе экономики на шестой технологический уклад и нанотехнологии, а в Солигорском изоляторе в камерах для суточников сих пор нет отдельных кроватей, нет тумбочки для сохранения гигиенических принадлежностей. Есть так называемая деревянная “сцена” и небольшой стол с лавкой, которых абсолютно не хватает на всех заключенных, чтобы нормального поесть. Во время моего заключения температура в камере была не выше 15 градусов, а если кто-то курил, то сразу создавался такой “кумар”, что было напрямую трудно дышать, – говорит Владимир Лемеш. – На 10-14 человек в камере было только три матраса. Ночью место на “сцене” всем не хватало, всем приходилось спать боком. Кто ложился у ног, кто-то пытался спать на скамейке. Выспаться в таких условиях просто невозможно, утром у вас болит голова, слабость и усталость. Ночью громко играла радиоточка, и охрана далеко не всегда соглашалась уменьшить звук.
Рассказывая о санитарных условиях, активист не сдерживает отвращение. В камере был напольный унитаз с неработающим сливом. Воду приходилось наливать в обрезанную пластиковую бутылку и таким образом смывать за собой. Унитаз отделывался от остальной камеры небольшой перегородкой, которая напрямую не обеспечивала интимность. Пользование туалетом происходит фактически на глазах у сокамерников.
По словам Владимира Лемеша, определенные изменения действительно произошли. В камере появился умывальник, а унитаз отделили небольшой стенкой. Пленка на окнах была заменена на стеклопакеты. Впрочем, принципиально такой ремонт на ситуацию не повлиял. Зафиксированных в стандартах отдельных кроватей на каждого заключенного в камерах для “суточников” не появилось. По-прежнему люди вынуждены ютиться на одной деревянной так называемой «сцене».
– В камере находилось одновременно до 15 человек, а на “сцене” ночевать могут не более 8. Остальные ложатся в ногах или вообще на бетонном полу. Большинство напрямую не спит всю ночь. При этом на всех было только три матраса, – говорит Владимир Лемеш. – Умывальник и отгороженный унитаз это хорошо, но смыл в том унитазе не работает. Какой-то обрезанной пластиковой бутылкой приходилось носить туда воду из умывальника. Потом в эту же бутылку наливали чай, ведь чашек не было.
Отмечает юноша и никуда не исчезнувшие проблемы с вентиляцией и естественным освещением:
– Читать в камере невозможно. Два небольших окошка под потолком почти не дают дневному мира попасть в помещение. В таком полумраке глаза начинают болеть и слезиться. Прогулок на свежем воздухе не было, и дышать сигаретным дымом приходилось 24 часа в сутки. Сам я не курю, поэтому этот едкий дым был настоящим испытанием. Кружится голова, закладывает нос, появляется кашель. В камере был человек с приступами алкогольной белой горячки, однако вместо предусмотренной правилами изоляции в психотерапевтической стационаре его лечение ограничивалось уколами, – описывает эти дни в изоляторе Владимир Лемеш. – Отдельный вопрос – это питание в Солигорском изоляторе. Завтраков там не было, но за два дня я должен заплатить полную стоимость в 150 тысяч рублей. Питьевой воды не давали, еда могла быть холодной или несоленой, чашки не давались. Чай и кисель наливались в обрезанные пластиковые бутылки, которые также использовались для смывания неработающего унитаза.
Все эти факты активист изложил в своей жалобе в прокуратуру Солигорского района. Молодой человек обращает внимание, что условия содержания в Солигорском ИВС нарушают не только международные стандарты, но и собственные Правила внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста. Владимир Лемеш требует прокурорского реагирования на изложенные факты и признания условий своего содержания бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство. Также юноша требует от прокуратуры обращения в суд с иском в защиту его прав.