Мониторинг ИВС – государство скрывает любую информацию
Поскольку учреждения пенитенциарной системы остаются закрытыми и недоступными для посещения правозащитниками, которым отказывают во включении в общественные наблюдательные комиссии, то инициатива “Правозащитники против пыток” вынуждена проводить мониторинг посредством опроса освободившихся из ИВС граждан. Опрошенные в рамках мониторинга сообщают о бесчеловечных условиях в изоляторах временного содержания во многих регионах. В связи с этим, правозащитница Виктория Федорова направила запросы в отделения внутренних дел районов Гомельской области для получения информации о бытовом обеспечении ИВС и обращении с административно задержанными и арестованными.
«В своих обращениях я просила сообщить, все ли камеры в ИВС оснащены койками, столами, стульями, тумбочками и вешалками, каждому ли выделяется отдельная койка, матрац, подушка, одеяло, простынями, наволочкой и полотенцами, во всех ли камерах имеются унитазы с рабочими сливными бачками и умывальники с холодной и горячей водой и другую подобную информацию. В целом, запрос касался соответствия изоляторов временного содержания Гомельской области требованиям Правил внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста», утвержденных постановлением МВД Республики Беларусь от 08.08.2007 №194»- комментирует правозащитница.
Однако районные отделы внутренних дел (Чечерский, Ельский, Светлогорский, Лельчицкий, Рогачевский, Калинковичский, Лоевский, Жлобинский, Житковичский, Наровлянский) отказали в предоставлении запрашиваемых сведений.
«Я получила идентичные ответы из всех РОВД, по мнению должностных лиц которых, запрашиваемые сведения относятся к служебной информации ограниченного распространения» – сообщила Виктория Федорова. «Такие ответы вызывают недоумение. Во-первых, запрос касался информации о деятельности государственных органов, которая, соответственно, относится к общедоступной информации, доступ к которой не может быть ограничен в соответствии с Законом «Об информации, информатизации и защите информации». Во-вторых, совершенно непонятно, как такая информация может относиться к служебной информации ограниченного распространения, если в Правилах №194 четко прописаны права лиц, содержащихся в ИВС и требования к бытовым условиям? Запрос, по сути, касался лишь соответствия условий содержания требованиям законодательства, не касаясь какой-либо дополнительной информации о деятельности органов внутренних дел».
Правозащитница намерена обжаловать полученные ответы в управление внутренних дел Гомельского облисполкома, поскольку, по ее мнению, отказ предоставить запрашиваемые сведения нарушает статью 34 Конституции Республики Беларусь, гарантирующую право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, а также статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.