Беларусь и смертная казнь: за или против?

10 октября — Всемирный день против смертной казни. В сентябре 2007 года Комитетом министров Совета Европы принято решение об учреждении в рамках Всемирного дня Европейский день борьбы против смертной казни. Европа с 1997 года фактически является регионом, свободным от смертной казни. Беларусь в настоящее время — единственная европейская страна, которая не входит в Совет Европы. Основной причиной препятствующей вхождению в эту европейскую организацию является наличие смертной казни.

Отношение к смертной казни в разных странах и регионах неодинаковое. Позиция государств по этому вопросу совсем не обязательно совпадает с мнением народов. Чья точка зрения более весомая? Есть очень много аспектов этой проблемы, в которой обязательно нужно разбираться и нельзя оставаться безразличным.

Один из вопросов – зачем? Какую цель преследует государство применяя такой метод борьбы с преступлениями? Мало кто спорит с утверждением, что остановиться преступников заставляет, как правило, не тяжесть наказания, а неотвратимость. Надежда у правонарушителя избежать наказание не должна появляться вообще, мысли о тяжести возмездия возникают тогда, когда появляется вероятность того, что оно будет в принципе. Останавливать должен страх неизбежности суда за содеянное. Когда люди делают что-то противоправное они вряд ли просчитывают размеры штрафов или годы лишения свободы, а скорее всего они пребывают в состоянии уверенности своей безнаказанности.

Пожизненное заключение ведь не означает, что какой-то маньяк избежал наказания. Пожизненный срок во многом даже страшнее, чем смертная казнь, но в таком случае государство, общество и народ не лишает жизни ради возмездия или других целей. Если применяется именно пожизненное заключение, то общество вполне справедливо и эффективно защищается от опасности, не более. Если с целью обеспечения правопорядка особо опасный преступник не уничтожается, а изолируется от остальных навсегда, то цель достигается, но остаётся возможность ещё много раз пересмотреть дело и исправить хотя бы часть ошибок, сделать новые выводы. Если по приговору суда человека убили, то это исправить уже невозможно. Можно долго рассуждать о соразмерности той или иной санкции за различные деяния, но всегда есть возможность сделать фатальную ошибку, особенно в ситуации, когда система очень далека от идеальной.

Когда мы смотрим на карту Европы с отображением стран свободных от смертной казни и одной единственной страны, в которой есть этот вид средневекового наказания, то многое становится понятно, а лично мне даже стыдно, за страну, за народ, частью которого являюсь. Можно посмотреть ещё на одну европейскую карту, отображающую региональный уровень умышленных убийств на 100 тысяч населения, и сразу возникает желание сделать вывод о том, что эти две карты практически никак не взаимосвязаны, как говорят специалисты – не коррелируются. Это ещё одно доказательство того, что намного важнее тяжести наказания именно неотвратимость, а также уровень правосознания, культуры, благосостояния и многих других факторов.

14606496_1146132972130127_8174514018789021199_n14612543_1146132965463461_8091498713201310436_o

Доводы о том, что за бюджетные деньги не нужно содержать преступников, совершивших наиболее страшные деяния, а нужно их просто убить – совсем не убедительные, т.к. мы в таком случае содержим палача, платим ему зарплату и пенсию, финансируем изготовление и применение орудия убийства, служебное жильё, лечение, в том числе от алкоголизма и иных заболеваний, связанных с профессиональной деформацией личности, и ещё много всего. Уверен, что потери экономики из-за того, что Беларусь не входит в состав Совета Европы очень серьёзные. Многие инвесторы принципиально не хотят иметь дело со странами, где применяется такой страшный вид наказания.

Есть официальные данные показывающее то, что размер расходов на пожизненно заключённых в общем бюджете системы исполнения наказаний является мизерным. Мне, как налогоплательщику, очень не нравится то, что из части моих налогов финансируются убийства и содержатся, как в средние века, палачи. Если кто-то думает, что если он сам лично не нажимал не курок пистолета, то и не имеет отношения к исполнению наказания – ошибочное утверждение. Каждый кто хоть раз купил в магазине какой-то товар, то как правило автоматически уплатил налог на добавленную стоимость, внёс деньги в бюджет, а затем из части которых оплатили покупку пули для исполнения приговора суда. Мы все в той или иной степени несём ответственность за всё что происходит у нас в стране. Более того, вопрос о смертной казни выносился на референдум и все, кто был сторонником, должны много раз подумать о правильности принятого решения, ведь цена ошибки – жизнь человека.

В правовых системах большинства стран есть такой принцип – кто закон принял, тот его и дополняет, изменяет или отменяет. Почему государственные или псевдогосударственные системы решили, что они давали жизнь своим гражданам? Разве жизнь не существовала до появления первого государства? Природа жизни до сих является одной из сложнейших загадок человечества. Никто не может повлиять сам лично на то, в какой части планеты ему родится. Кто-то вырос в стране где цена человеческой жизни очень низка, но есть регионы, где жизнь является главной ценностью, и не на словах, а на деле. Даже в некоторых древних сообществах самым страшным наказанием было изгнание из племени, а не смерть. Должны быть универсальные принципы и подходы к этому вопросу. Принимаю Всеобщую декларацию прав человека народы сделали большой шаг в правильном направлении, а сегодня очередной позитивный шаг должна сделать Беларусь.

Руслан Киселёв