От Древнего Рима до современной Беларуси. Краткая эволюция пыток
ЕВГЕНИЯ ДОЛГАЯ
Источник: KYKY.ORG
С 24 по 28 июня в Беларуси проводится кампании «ПЫТАЙ/СЯ. Неделя против пыток», посвященная Международному дню ООН в поддержку жертв пыток 26 июня. KYKY с помощью книги Джорджа Скотта «История пыток» и правозащитника Сергея Устинова из «Правовой инициативы» сделал хронику эволюции пыток от древних времен к современности – и Беларусь в этом материале тоже есть.
Первые люди и дикие племена
Иллюстрации: Лолита Орловская
Пытки первобытных племен и дикарей обуславливались тремя причинами: религиозными жертвоприношениями, обрядами посвящения и наказаниями. Ацтеки всех своих пленников приносили в жертву своему богу Тескатлипоке, разрезая жертве грудную клетку и доставая ещё пульсирующее сердце. Иногда для разнообразия отсекали руки и ноги. Обряды посвящения в основном превращались в процесс самоистязания. В отличие от жертвоприношений, где исход зачастую был самым плачевным, спектр жестокости колебался. Так индийские племена Гайаны, совершая обряд бичевания, били друг друга по ногам кнутом маккуарри. Аборигены Австралии практикуют операцию «мика» – юношам вскрывают мочеиспускательный канал от мошонки до головки пениса. Девушкам аборигены Восточной Африки удаляли клитор и малые половые губы. Всё это происходило без обезболивания и антисептических мер.
Самым жестоким «посвящением» можно назвать обряд североамериканских индейцев племени манданов. Достаточно упрощённый вариант этого обряда можно увидеть в фильме «Человек по имени Конь» 1970 года, в реальности же юноше ножом прокалывали кожу на плечах, руках, и ногах, в отверстия засовывали острые палочки и крепили к ним верёвки и поднимали испытуемого над землей, попутно взвешивая на него лук, колчан со стрелами и другое обмундирование. Потом двое крепких мужчин заставляли юношу бегать по кругу с прикрепленными в отверстия на теле грузами – пока он не потеряет сознание.
Кадр из фильма «Человек по имени Конь»
Чтобы защитить свои племена от набегов соседствующих племен, и в наказание провинившимся соплеменникам применяли пытки для устрашения: пытки огнём, нанесение увечий, избиение палками и плетями, побивание камнями. Аборигены Северной Америки связывали руки своим пленникам и привязывали один конец верёвки к шее, а второй – к вершине столба, так чтобы пленник мог свободно перемещаться в небольшом радиусе вокруг. Затем женщины с факелами нападали на него. Если человек падал от изнеможения, его обливали холодной водой и поднимали, заставляя снова бегать, пока он не падал замертво.
На Гавайских островах за сношение с женой вождя рядовому члену племени выкалывали оба глаза. А народ азанде за супружескую неверность отрезал половые органы и руки. Так продолжалось долгое время, пока на арену не вышли Древние Греки и Римляне.
Древние Греки и Римляне
Греки не применяли пытки для признательных или свидетельских показаний. Принято считать, что у римлян была аналогичная ситуация, за исключением обвинений в государственной измене, хотя под это обвинение можно было подвести множество преступлений. Однако даже у древних римлян заключенные не подвергались пыткам до начала судебного процесса, в отличие от средневековой Англии, где суд начинался зачастую только после признательных показаний после пыток.
Совсем иная ситуация обстояла с рабами: пытки считались неизбежными и естественным явлением. Платон в своей утопии представлял закон для свободных людей и рабов, Аристотель также полностью одобрял пытки. Даже если раб проходил свидетелем, он уже мог быть подвергнут пыткам для получения показаний. Самыми распространёнными методами пыток была дыба и применение бича, которых существовало огромное множество – в зависимости от тяжести преступлений. При смертном приговоре зачастую использовали распятье на кресте, сожжение или вливание в глотку расплавленного свинца.
Особняком можно выделить гладиаторские бои. Их жестокость замалчивается до сих пор, а иногда даже приравнивается к спорту. На арену выходили приговоренные к смерти преступники (или, в отсутствие первых, рабы) – вопреки принятому мнению, заработать себе свободу было невозможно. Гладиаторский бой был таким же надёжным способом наказания, как виселица или расстрел.
Кадр из фильма «Гладиатор»
Иногда сражаться принуждали и женщин. Соперниками выступали не только люди, но и дикие животные. Пленников могли привязать к столбу и спустить разъяренного медведя или нескольких волков, бешеных псов, тигров, львов. Ещё животных использовали для сексуального насилия над женщинами. Самым знаменитым укротителем животных, который первым догадался, что животные больше опираются на нюх, нежели на зрение, был Карпофор. Он заворачивал женщин в пропитанную кровью ткань и спускал на них животных. Женщины обычно не переживали таких испытаний.
Святая Церковь и инквизиция
Следующим витком развития можно считать широкое распространения религии, в частности христианства. Поскольку смерть для христиан не являлась концом жизни, то значение пыток как наказания перешло на новый уровень. Вдохновение для пыток черпалось со священного писания, а главными преступниками против религии стали иноверцы – еретики. Одного обвинения в ереси было достаточно для применения пыток в сторону обвиняемого. Казнь через сожжение была народным изобретением, а уже позже присвоена церковью и государством. Вообще война против ереси предвосхитила инквизицию на 1000 лет: она была создана только в 13 столетии, а акт, признававший наказание каждого еретика, датируется 382 годом. Месяцами до суда заключенных держали в темницах, куда не попадало ни луча света – чтобы ослабить их волю. Единственной целью пыток было признание в вине. И инквизиторы превратили пытки чуть ли не в искусство. Для начала человеку только грозили пытками, затем демонстрировали орудия пыток, уже потом приступая к самим действиям. Основными видами пыток были подвешивание, дыба и огонь с их вариациями. Пытки носили такой характер, что не признать свою вину было практически невозможно. По закону повторные пытки разрешались только в случае отказа от предварительных показаний заключённым, на деле же людей пытали, как только они попадали в темницы, называя это продолжением старой пытки.
Жительница Лиссабона Maria de Coceicao во время пытки на дыбе сознавалась в ереси, а позже отказывалась, снова сознавалась и отказывалась, потом просто перестала отвечать на вопросы. В итоге инквизиции приговорила её к публичной порке и изгнанию на десять лет. За тяжкие преступления предполагалась смертная казнь через сожжение или повешение.
Смертный приговор не означал окончание пыток, он рассматривался как дополнительное наказание. Особняком можно выделить auto da fé, (акт веры) – публичную церемонию отправки из тюрьмы в суд, которая проходила редко, но с большим размахом. Десятки заключенных свозились из разных городов, порой их общее число доходило до сотни. На месте проходил суд, выносился приговор, кого-то посылали в изгнание, кого-то – на ношение унизительных жёлтых колпаков, кого-то публично пороли, а кого-то вешали и сжигали. Если заключенный принимал католическую веру, его сперва вешали, затем уже сжигали тело, если же отказывался – сжигали заживо. Население с нетерпением ждало аутодафе́ – люди даже наряжались в лучшие одеяния. У толпы был особый клич «побрейте этих собак!» – то есть опалить бороды заключенным. Палач его исправно удовлетворял, поднося горящий хворост к бородам мужчин, пока лицо не покрывалось ожогами.
Инквизиторов стали бояться не только еретики, но и праведные католики. Цензуре подвергалось абсолютно всё. Никто не мог позволить себе высказаться неуважительно и критически в адрес Церкви. Выходя из темниц, люди были сломлены и боялись повторного возвращения. Инквизиторы фабриковали дела против неугодных им людей, а понравившихся женщин брали в сексуальное рабство. За всё время существования инквизиции невозможно подсчитать количество жертв, однако менее чем за 40 лет, в период с 1481 по 1517 было сожжено 13 000 человек и 17 000 приговорено к другим наказаниям. Даже эти цифры считаются исследователями заниженными.
Судебные пытки Европы
Параллельно с Церковью, развитие использования пыток происходило и в светских судах. Не стоит сомневаться, что они оказывали влияние друг на друга. Хоть в основу судебной системы и легло Римское право, пытки проходили уже независимо от статуса подозреваемого. Пыткам подвергались и свидетели, если их показания расходились, и соучастники, и просто подозреваемые без единой улики. Во Франции конца 14 столетия судебный процесс без пыток считался исключением. И признание вины не означало конец мукам человека: его могли пытать повторно, для признания в других преступлениях. К концу 17 века пытки являлись неотъемлемой часть судебного процесса во всех европейских странах, за исключением Скандинавии.
Англичане иногда говорят, что в их стране никогда не практиковались пытки, однако это обман. На самом деле, пытки просто не были юридически признаны в Англии: тиски, дыбы, железные рукавицы и колодки, крысы, прогрызающие всё на своем пути, и многое другое. Бытует мнение, что знаменитого участника «Порохового заговора» Гая Фокса пытали именно на дыбе, по крайней мере, ему точно её готовили и показывали.
На каждый вид пыток с целью принуждения к признанию приходилось десятки, а то и сотни пыток в качестве наказания, хоть такими они и не считались. Аналогично Церкви, пытки могли быть как самим наказанием, так и частью его – и предшествовать смертной казни. Людей морили голодом, пороли, наносили увечья, отрезали конечности, клеймили, прижигали. В качестве смертной казни зачастую использовалось сожжение, однако человека могли и повесить, утопить, распотрошить, четвертовать, колесовать. Применение пыток, кстати, практиковали не только властьимущие, но и обычные люди. В 1623 году несколько членов клана Макферлейнов схватили Джорджа Бьюкенена и на протяжении 14 часов наносили ему удары кинжалом, закончилось всё перерезанным горлом и обменами языком и внутренностями с его собаками. В Ирландии в 1642 году баптисты обрушили войну террора на английских протестантов, учиняя кровожадную резню, убивая женщин и детей, глумясь над телами убитых. Они заставляли женщин вещать своих мужей, матерей – топить своих детей, а дочерей – казнить родителей.
Китай, Япония и Индия
На бумаге Китай приобрёл репутацию государства с самыми изощренными, жестокими и необычными пытками. Поблагодарить за это можно бурную фантазию писателей – на самом же деле, пытки в Китае трудно выделить из общей массы. Любимым способом было сдавливание щиколоток у мужчин и пальцев у женщин при помощи деревянных досок. Могли повесить на шею деревянную доску так, что человек не мог самостоятельно достать руками до лица. Так он проходил день и ночь, не снимая от 15 до 30 дней, в зависимости от преступления, надеясь что кто-то его накормит и напоит. Самым суровым считалось наказание за прелюбодеяние у монахов. Им раскалённым железом протыкали кожу на шее и в отверстие просовывали тяжёлую цепь. Раздевали догола и вынуждали ходить по городу и попрошайничать, пока не соберётся назначенная сумма в пользу его монастыря. Если монах пытался поднять цепь, чтоб облегчить свою боль, его били по спине тяжёлой плетью.
Отдельно как вид смертельной казни стоит выделить «смерть от тысячи порезов». У палача стояла корзина с большим количеством ножей, каждый из которых предназначался для определённой части тела. Корзина была прикрыта тканью, и палач не знал, какой именно нож достанет. Он отсекал ту часть тела, которая была написана на ноже и брал новый нож. У данной казни было множество вариаций, некоторый даже исключали эффект случайности, чтобы люди не подкупали палачей, но смысл был неизменен.
Судебных пыток в Японии существовало 4 вида: бичевание тремя связанными между собой полосками бамбука, «объятие камня» – когда жертва коленями упиралась на осколки острого треугольного кремня, а на бедра укладывались тяжёлые камни; смертельно тугое связывание между собой рук и ног; и подвешивания за связанные за спиной запястья таким образом, чтоб весь вес приходился на них. Если пытка не помогала в признании, её могли заменить на другую спустя день-другой. Японская судебная система не предусматривала перевоспитание преступника, она отталкивалась от понятия «око за око, зуб за зуб». Разновидностей смертной казни существовало множество. Использовалось распятье, «пляска смерти» – когда человека покрывали толстым слоем горючего материала и поджигали, вследствие чего он был вынужден бегать и прыгать, словно танцуя. Самоубийство считалось уважительнее, чем смерть от чужих рук, поэтому при первой же возможности люди соглашались на харакири. Хоть судебные пытки и были отменены в 1873 году, их применение не прекратилось.
Отдельно можно выделить жестокость по отношению к христианам в 16 столетии. Их пытались полностью искоренить из территории Японии и прилагали для этого все допустимые средства. Людей обливали кипятком, окунали в горячие вулканические источники, разрывали с помощью буйволов, женщин засовывали в глубокие бочки с ядовитыми змеями, клеймили лбы и изгоняли в леса.
Самое широкое распространение пыток в мире получила Индия. Пытки были предусмотрены за огромное количество преступлений – как светских, так и религиозных. Пытали даже школьников в учебных заведениях, помещая их в крапивные мешки. Отрезать язык за богохульство или грудь женщине за недостаточную прикрытость считалось нормой. Помимо уже известных и «общепринятых» форм пыток, были и свойственные только Индии. Например с использованием красных муравьёв или других кусачих насекомых. Порой жертву при помощи веревок связывали в неестественных позах и оставляли на долгое время. Палач мог проявить всю изобретательность и фантазию. Проводили и тхудасавари – пытку, которая позже обретёт популярность у полицейских Англии и Америки как «выволочка»: двое или трое человек щипают и дергают за лицо, щёки, нос, уши, волосы человека с такой силой, что порой вырывают клочки волос с усов или головы.
Смертная казнь тоже происходила разными, в том числе необычными способами. Обезглавливание делали не топором, а при помощи слона, который попросту раздавливал ногой голову человека. Была и пытка бараньей шкурой, когда человека связывали по рукам и ногам, и, насколько это возможно, туго оборачивали и зашивали в свежую баранью шкуру, оставляя на солнце. По мере высыхания, шкура съеживалась. Плоть ещё живого человека довольно быстро начинала гнить и разлагаться, что в купе с голодом и жаждой убивало жертву.
Современный мир и Беларусь
В современном мире пытки запрещены Конвенцией ООН, которая вступила в силу 26 июня 1987 года и подписана подавляющим большинством государств в мире (166 государств). Тем не менее, согласно докладу Международной Амнистии пытки зафиксированы в 141 стране, и территории постсоветских республик не стали исключением. Совсем недавно интернет всколыхнули новости о пытках геев в Чечне, издевательства над заключённым в ИК-1 Ярославской области, пытки «Свидетелей Иеговы» и пытки антифашистов по делу «Сети».
Правозащитник, член правления «Правовой инициативы» Сергей Устинов рассказал, что в Беларуси ситуация с пытками достаточно сложная: хватает кейсов, которые описывают виды пыток.
«Несмотря на запрет пыток Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией ООН против пыток и других бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, пытки применяются повсеместно. Чаще всего – для принуждения к даче показаний против самого себя или в качестве наказания за совершенные действия, например, пытки в колониях над осужденными. И тут в ход идет, как говорится, вся фантазия пытающих: например, наручники служат не просто средством фиксации рук человека, а еще и причинением боли путем сильного пережатия запястий. Или же знаменитая «ласточка» – когда жертву пыток кладут на живот, а руки и ноги сковывают наручниками за спиной между собой. В таком состоянии человека оставляют лежать, для усиления болевого эффекта садятся сверху.
Полиэтиленовый пакет может использоваться не просто как удобное средство хранения или переноски продуктов, но и как средство, с помощью которого при надевании на голову перекрывают доступ кислорода, из-за чего человек просто задыхается и теряет сознание. Есть свидетельства применения пыток током при помощи электрошокера. Наиболее распространены обычные избиения руками и ногами как «дедовский» способ пытать. Это просто в исполнении, не требует дополнительных девайсов. Резиновая палка (милицейская дубинка) применяется как девайс для избиения. Иногда используется сотрудниками как предмет для сексуального насилия.
Первая проблема – в Беларуси нет уголовной ответственности за пытки. В настоящее время в УК существует две статьи, упоминающие пытки: статья 128 «Преступления против безопасности человечества» и часть 3 статьи 394 «Принуждение к даче показаний», но эти статьи не охватывают всего спектра актов пыток и целей их применения. Отсутствие должной криминализации пыток не позволяет отслеживать количество конкретных преступлений в форме применения пыток. Очевидно, что лица, совершившие преступления, подпадающие под определение «пытка» Конвенции против пыток, иногда привлекаются к уголовной ответственности по другим статьям УК – например, превышение служебных полномочий, истязание, причинение телесных повреждений различной степени тяжести. Но такой подход не соответствует широкому признанию особой тяжести преступления пыток и не позволяет государству преследовать в судебном порядке нарушения фундаментальной свободы от пыток.
Вторая проблема – на практике, в нарушение ст. 4 Конвенции против пыток, Беларусь практикует принудительную высылку, депортацию и экстрадицию в государства, в которых имеются угрозы применения пыток (Мурад Амриев, Владимир Егоров, Исмаил Нальгиев).
В-третьих, отсутствует независимый и эффективный механизм подачи жалоб жертв пыток и жестокого обращения и расследования этих жалоб. Люди, в отношении которых поступили жалобы о пытках, не отстраняются от исполнения служебных обязанностей. Законом не предусмотрено обязательное приостановление рассмотрения уголовного дела в суде для проверки, если обвиняемый заявляет о пытках во время следствия. Более того, Верховный Суд изучал этот вопрос и пришел к выводу, что корректировка законодательства не нужна. То есть, если обвиняемый заявляет о применении к нему пыток для принуждения к даче признательных показаний, суд вообще может не проверять эти жалобы и признавать показания, полученные под пыткой, допустимым доказательством.
В-четвертых, отсутствует норма об обязательном обеспечении аудио- или видеозаписи всех допросов в качестве средства предотвращения пыток и жестокого обращения. Еще в 2003 году специальный докладчик по вопросам пыток подчеркнул, что «доказательства, полученные в результате допросов, запись которых не велась, следует исключить из материалов судебных заседаний».
И последнее. Общественный контроль в местах несвободы с учетом наших законов не способен реализовать свободу от пыток. При обнаружении нарушений член ОНК не имеет возможности зафиксировать нарушение на фото и видео и зафиксировать следы пыток, если заключенный заявляет о таком обращении. А отсутствие гарантий конфиденциального общения с заключенными приводит к тому, что они не сообщают о нарушениях – просто из-за страха наказания за жалобы».