Жены политзаключенных: наших мужей пытаются поставить на колени
На находящихся в заключении политиков осуществляется беспрецедентное давление. Об этом заявили их жены, созвавшие 30 декабря пресс-конференцию в Минске.
Так, супруга экс-кандидата в президенты Андрея Санникова Ирина Халип заявила об отсутствии информации о состоянии здоровья ее мужа.
«После мятого письма, которое разрешили Санникову мне отправить, не было никакой информации от него. Но, как только Санников попадает в новую колонию (в интернете даже ходит шутка: «Скоро! Санников в вашем городе!»), находятся люди, родственники заключенных, которые могут передать информацию. Последнее, что я знаю, — Санников неоднократно писал заявления о переводе его в отряд из помещения камерного типа. Но администрация колонии держит его в ПКТ. Более того, его охраняют не местные сотрудники колонии, а какие-то специально прибывшие. То есть, даже обычная связь с заключенными отсутствует», — рассказала Халип.
По ее словам, Санников не получает даже газет, которые ему выписали родственники. «На прошлой неделе начальник колонии мне сказал, что Санников может читать газеты, которые выписывает колония — то есть «Советскую Белоруссию», «Вожык» и газету «Трудовой путь», специально предназначенную для заключенных», — уточнила Халип.
Марина Адамович, которая на прошлой неделе стала официальной женойбывшего кандидата в президенты Николая Статкевича, предполагает, что ее мужа готовят к переводу в крытую тюрьму.
«Сначала его заключили в штрафной изолятор, потом, через 40 минут после выхода из ШИЗО, его поместили в ПКТ. И каждый день к нему приходили, и выписывали нарушение — за то, что он там находился без бирки с номером заключенного на одежде. А потом ему сказали, что бирку можно было попросить у дневального. На основании этого его записали в «злостные нарушители», — рассказала Адамович.
Она также сообщила, что в течение двух недель должен был состояться суд на предмет ужесточения наказания Статкевичу. «Две недели истекают буквально на днях, но я получила информацию от Статкевича, что 13 января готовится этап в крытую тюрьму в Могилеве. Возможно, 13 января его туда и отправят», — сказала Адамович.
Она также отметила, что Статкевича выводят на прогулку только в темное время суток, «чтобы его никто не видел».
Ольга Бондаренко, жена координатора гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрия Бондаренко, который на выборах был доверенным лицом Санникова, сообщила, что Дмитрий находится в режимном отряде.
«Мне сказали, что такие отряды называют у них в колонии «козлиными», потому что все в отряде сотрудничают с администрацией колонии. И Дима мне сообщил, что при большом скоплении народа он вообще ни с кем не общается. Все идет к тому, что Дмитрия переведут в штрафной изолятор, поскольку уже были провокации в отношении него, потом — в ПКТ, а потом — неизвестно куда», — сказала Ольга Бондаренко.
По ее словам, на недавнем свидании муж сказал ей, что него идет сильное давление. «Он мне сказал: «Оля, настраивайся на то, что я отсюда никогда не выйду. Идут такие провокации, что я просто покончу с собой, другого выхода у меня не будет. Я просто не выдержу», — рассказала жена политика.
Возросшее давление на политзаключенных свидетельствует о том, что власти готовы выпустить их на свободу, считает Ольга Бондаренко.
По ее мнению, в последнее время начался «новый виток» давления на политзаключенных. «Их изолируют от информации, не дают встречаться с адвокатами и родственниками. Их будут давить, чтобы они написали прошение о помиловании», — сказала Бондаренко.
«Раз давят — хотят выпустить, но на своих условиях. Чтобы они написали прошение о помиловании, чтобы потом показать, что их унизили, сломали, чтобы их дискредитировать», — отметила жена политзаключенного.
В свою очередь Ирина Халип не рассчитывает на скорое освобождение политзаключенных.
Напомним, 27 декабря Верховный суд отказал в обжаловании приговора Дмитрию Бондаренко, который был доверенным лицом кандидата в президенты на выборах 2010 года Андрея Санникова. Бондаренко, осужденный на два года лишения свободы в колонии общего режима, отбывает наказание в исправительной колонии № 15 Могилева. Сразу после ареста у Бондаренко обострились хронические заболевания, и в июле ему сделали операцию на позвоночнике в 5-й клинической больнице Минска. 20 августа истекла треть срока заключения Бондаренко, и, согласно закону, он имел право на смягчение наказания, однако в этом ему было отказано.
Санников осужден на пять лет лишения свободы в колонии усиленного режима за организацию массовых беспорядков 19 декабря 2010 года. Отбывать наказание политик должен был в исправительной колонии Новополоцка (Витебская область), куда прибыл в конце июля, однако после этого его неоднократно этапировали в разные учреждения. Сейчас Санников находится в колонии «Витьба-3».