Кузнецов Н.И.

Николай (наст.имя – Никанор) Иванович Кузнецов (1911-1944) родился в деревне Зырянка Пермской губернии в семье богатого крестьянина. Получил среднее образование, в 1927г. поступил в техникум, но в 1929г. был исключен и из техникума, и из комсомола по обвинению в «белогвардейско-кулацком происхождении».

Н.И.Кузнецов перебрался в Кудымкар, и устроился специалистом по устройству лесных насаждений, в 1930г. был восстановлен в комсомоле[1].

Вскоре Н.Кузнецов донес чекистам на своих коллег по работе. Тех, о ком Кузнецов сообщил, осудили к длительным срокам заключения в концлагерях. Приговор получил и сам Кузнецов, вновь был исключен из комсомола. Он выполнял задание спецслужб, и наказание ему было вынесено для «зашифровки» агентурной деятельности. Таким образом, к 1930г. Н.Кузнецов уже был связан со спецслужбами[2].

Сменив несколько мест работы, Н.Кузнецов принял участие в  рейдах по коллективизации и – по заданию ОГПУ – в ликвидации действоваших в лесах Коми-Пермяцкого округа антисоветских крестьянских повстанческих отрядов (1931-1932г.), оперативные псевдонимы – «Кулик», «Ученый»: внедряясь в состав отрядов под видом сочувствующего, предлагал им провести «боевую операцию», на месте которой их уже ожидала засада чекистов. Подобные действия попадали под определение «провокация», и считались незаконными[3].

В 1932г. Кузнецов переехал в Свердловск, и поступил в Уральский индустриальный институт, а в 1935г. был направлен на Уралмашзавод, где вел «оперативную разработку»  иностранных специалистов, работавших в его КБ (под псевдонимом «Колонист»). Среди них в конце 1935 – начале 1936г. прошли аресты, а Н.И.Кузнецов – уволен с завода «за прогулы»: снова «зашифровка». Однако в начале 1938г. он был арестован, и провел несколько месяцев в тюрьме[4].

Вскоре на Н.И.Кузнецова обратил внимание начальник УНКВД Коми АССР Н.И.Журавлев. Он  взял Кузнецова в свой аппарат специалистом по лесному делу,а затем – рекомендовал на работу в Центральный аппарат НКВД, в контрразведывательное управление ГУГБ, к Л.Райхману. Кузнецова настолько оценили, что его не тронули даже после того, как Н.И.Журавлев был расстрелян. За Н.Кузнецовым был закреплен статус особо засекреченного спецагента НКВД. Его новым шефом стал начальник секретно-политического отдела П.В.Федотов[5].

Свободно владея немецким языком, Кузнецов под прикрытием фальшивого  советского паспорта на имя немеца Р.Шмидта был направлен в Москву для «разработки» сотрудников германского посольства. Для дополнительной «зашифровки» занимался спекуляцией дефицитными товарами. Вел активную светскую жизнь. Старался завести контакты  с  художественной интеллигенцией.

Число арестованных по его «наводкам» остается неизвестным, но методика была все той же – провокация: Кузнецов предлагал кому-то купить «дефицит» или валюту, а потом сдавал его своему руководству[6].

Чтобы не возникало вопросов о том, на какие деньги он живет, НКВД  слегендировало ему работу инженера-испытателя нового авиазавода.

Участвовал в вербовке советника словацкой дипмиссии Г.Л. Крно, в перехватах диппочты, в организации прослушивания германского посольства, и так далее.

В январе 1942г. Н.И.Кузнецов зачислен в состав 4-го управления НКВД П.А.Судоплатова, и летом того же года был направлен на работу в немецкий тыл под легендой обер-лейтенанта вермахта П.Зиберта.   В немецком тылу работал по линии «Т» 4-го управления: «террор». Находился в составе диверсионно-разведывательного отряда НКВД «Победители» в районе г.Ровно (Западная Украина). Степень реальной готовности Кузнецова к выполнению настоящей разведмиссии выглядело сомнительно[7].

Скоро Н.Кузнецов вернулся к провокациям: он совершал убийства германских офицеров и сотрудников немецкой администрации, обставлял их таким образом, что подозрения немцев падали на украинских националистов – бандеровцев. Всего таким образом Н.Кузнецов убил 11 немецких офицеров. После убийства Кузнецовым шефа правительства дистрикта Галиция О.Бауэра немцы расстреляли 2000 жителей Ровно, по обвинению в причастности к бандеровцам, за убийство доктора Геля –  казнены все узники Ровенской тюрьмы. Немцы также проводили в ответ на теракты Кузнецова облавы в лесах и истребляли всех бойцов УПА. Однако Кузнецов не останавливался: такие действия  устраивали Москву, считавшую необходимым ослабление украинских националистов руками немцев[8].

9 марта 1944г. Н.Кузнецов и еще несколько человек были задержаны бойцами УПА в районе села Боратин Львовской области. Кузнецов был обвинен в провоцировании немецкого террора против гражданского населения и расстрелян[9].

В ноябре 1944г. посмертно награжден званием Героя Советского Союза. Его имя было многократно увековечено в кино и литературе.

Н.И.Кузнецов – типичный продукт сталинской эпохи, когда донос и провокация считались нормальным  патриотическим поведением, а гибель невинных людей  при этом – «издержками производства».



[1] Кузнецов С.П., Кузнецов Д.С. Николай Кузнецов. Непревзойденная легенда. Каменск-Уральский,2011.

[2] Антонов В.С., Карпов В.Н. Разведчики. М.,2004.

[3] Китанович Б. Человек, который не знал страха. М.,2001.

[5] www.t-i.ru/article/17619  «Легенды и мифы разведчика Кузнецова».

[6] www.urbil.ru/stat/uralci/kuznecov/htm  «Московские подвиги «Колониста»

[7] Медведев Д.Н. Это было под Ровно. М.,1968.; П.Судоплатов: «Нежелательный свидетель. М.,1996.

www.svr.gov.ru/smi/2001/kzv/html  – статья к 100-летию Н.И.Кузнецова на официальном сайте СВР (Службы Внешней Разведки России)

[8] www.odnarodyna.com.ua/article/4/1824/html  См. Т.ж. книгу Т.Гладкова “Легенда советской разведки”

[9] Советская пропаганда утверждала, что Н.Кузнецов «подорвал себя и бандеровцев гранатой». Позднее останки Н.Кузнецова были захоронены во Львове, но в 2007г. было принято решение о перезахоронении их на родине разведчика, на Урале: в связи с протестами жителей Львова, население которого также подвергалось немецким репрессиям из-за терактов, осуществлявшихся Кузнецовым.