Агранов Я.С.

Яков Саулович Агранов (наст. имя – Янкель Шмаевич Соренсон), (1893-1938), родился в г.Чечерск, Могилевской губернии в семье лавочника. Получил среднее образование, работал конторщиком в Гомеле. В 1912г. вступил в партию эсеров, а в 1914г., с началом Первой мировой войны, уклонился от мобилизации в армию и перешел на нелегальное положение, распространял листовки с призывами к поражению своей страны, за что в 1915г. был арестован и сослан в Енисейскую губернию. В ссылке пробыл до самой революции. В автобиографиях утверждал, что вступил в партию большевиков в 1915г., но на самом деле он сделал это уже после свержения монархии[1].

В 1917г. стал секретарем Полесского обкома партии большевиков, был одним из основных руководителей захвата власти большевиками в Гомеле. Руководил арестами «контрреволюционеров» в Гомеле и за «успехи» был назначен секретарем Совнаркома РСФСР. Визировал доставляемые Ленину из ВЧК «проскрипционные списки» – перечни лиц, подлежащих аресту и уничтожению за принадлежность к «буржуазным классам».  Поскольку Ленин в силу занятости не мог уделять этому внимания, как правило, за него ставил свою подпись Яков Саулович. Через руки Агранова шли также апелляции на действия ВЧК, подававшиеся на имя Ленина. Поэтому роль Агранова в развертывании массовых репрессий была значительна. Оценив его «заслуги», в 1919г. Ленин направил его на  службу в ВЧК: особоуполномоченным Особого отдела, занимавшегося «надзором» за партийными кадрами и выявлением среди членов партруководства «скрытых контрреволюционеров». Затем стал особоуполномоченным Секретно-оперативного отдела: занимался «предотвращением контрреволюционных выступлений». В этой должности Агранов выполнял наиболее деликатные поручения Ленина: расследование обстоятельств Кронштадтского восстания, восстания Антонова в Тамбовской губернии, дела «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева и других[2]. Эти дела старался раздуть: многие расстрелянные по ним люди были вообще к ним непричастны, а «организация Таганцева», по «делу» которой был казнен поэт Н.С.Гумилев, была вообще вымышлена Аграновым ради уничтожения активной части столичной интеллигенции. Так, он санкционировал казнь профессоров и известных ученых Лазаревского, Волкова, Тихвинского, Н.А.Огородникова, К.К. Черносвитова, общественных деятелей и ученых братьев Астровых, Н.Н.Щепкина, профессора и ученого с мировой известностью В.Н.Таганцева приказал пытать.[3]

Агранов составлял списки лиц, подлежащих высылке из РСФСР, куда включил Н.Бердяева, М.Осоргина, Н.Лосского и других известных деятелей отечественной культуры и науки. За «успех» этой «операции» его сделали в 1922г. начальником Особого бюро ОГПУ по административной высылке «антисоветских элементов». Все высланные в 1922-1923гг. – на его совести[4].

В 1923г. Я.С.Агранов стал замначальника, а в 1929г. – начальником Секретного отдела ОГПУ СССР, и «курировал» творческую интеллигенцию. Есть основания считать Агранова причастным к гибели поэтов С.Есенина, В.Маяковского. Он санкционировал уничтожение писателя Б.Пильняка. Работа творческих союзов – «РАПП», «ЛЕФ», «Российский союз писателей», находилась под его контролем – Агранов фактически был одним из создателей советской цензуры, и  решал, кого из писателей считать советским, а кого – нет. Многим такие «рецензии» Агранова стоили жизни. Казни санкционировались Аграновым с такими «формулировками», как «враг рабочих и крестьян», «убежденный сторонник демократического строя». За такие  «успехи»  в 1927г. был награжден орденом Красного Знамени. В 1928г. курировал «следствие» по фальсифицированному «делу» «Промпартии», добивался  смертной казни всех его фигурантов[5]. За фальсификацию этого «дела» был «удостоен» очередного ордена Красного Знамени и знака Почетный чекист за номером 5.

В 1931-1933гг. полномочный представитель ОГПУ по Московской области. С 1934г. – первый замнаркома НКВД Г.Г.Ягоды: координировал деятельность оперативных отделов ГУГБ НКВД СССР.  В декабре 1934г.  вел  следствие  по факту убийства Кирова, «выявив» причастность к нему политических противников Сталина – Зиновьева и Каменева, других лиц. За это был произведен в ранг Комиссара госбезопасности 1го ранга.

Сталин поручил Агранову «оформление» всех следственных материалов по «Московским процессам» 1936-1937гг., в том числе «Параллельного троцкистского антисоветского центра», за что был приближен сменившим Ягоду Н.И.Ежовым, который назначил его начальником ГУГБ с сохранением поста первого замнаркома НКВД.[6]

Однако вскоре карьера Якова Агранова оборвалась: Сталин счел неудобным наличие в живых человека, знающего подоплеку «Московских процессов», к тому же Ежов решил заменить перешедшего к нему «по наследству» от Ягоды Агранова  «своим» человеком – М.П.Фриновским. Как раз тогда возникло дело о заговоре М.Н.Тухачевского, и вести следствие по нему, по мнению Сталина и Ежова, мог только надежный человек – таким тогда считали Фриновского. В мае 1937г. Агранов был переведен с понижением – начальником УНКВД по Саратовской области, а 20 июля 1937г. его арестовали.

Находился в Лефортовской тюрьме. Никаких конкретных обвинений Агранову не предъявили, а 1 августа 1938г. расстреляли со «стандартной» формулировкой «троцкизм». Казнена также была его жена, В.А.Кухарева.[7] Ее в 1957г. реабилитировали полностью, а ходатайство о реабилитации самого Я.С.Агранова в 1955г. было отклонено Главной военной прокуратурой СССР, как лица, причастного к организации массовых репрессий. В 1964г. Н.С.Хрущев несколько раз заявлял о необходимости реабилитировать Агранова[8], но сделать это не успел – был смещен.



[1] Залесский К.А. Империя Сталина. М.,2000.

[2] Реводюция и Гражданская война в России. 1917-1923. Т.1. М.,2008.

[3] Гуль Р. Дзержинский. Начало террора. М.,1991.

[4] //Диалог.2000.№7. Яков Агранов- чекист, пришедший к интеллигентам.

[5] Хлевнюк В.О. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.,2012.

[6] Первушин А. Оуккультные тайны НКВД и СС. М.,2006.

[7] Большая российская энциклопедия. Т.1. М.,2005.

[8] Хрущев Н.С. Время.  Люди. Власть (воспоминания). Т.1. М.,2003.