Бубнов А.С.

Андрей Сергеевич Бубнов, (1884-1938), родился в Иваново-Вознесенске, в семье рабочего. Образование – неоконченное высшее: учился в сельскохозяйственном институте в Москве, был отчислен за политическую деятельность. Политикой увлекся рано: еще до поступления в институт стал посещать собрания марксистских кружков. в 1903г. вступил в партию большевиков. Партийная кличка – «Химик»: Бубнов отвечал за производство самодельных бомб. Участник вооруженного восстания в Москве в декабре 1905г. Ему было хорошо известно, что от применения  изготовляемой им взрывчатки будут гибнуть невинные люди, но он считал это нормальной «платой за прогресс». Продолжал этими вещами Бубнов заниматься и после поражения  революции. Неоднократно арестовывался. Также занимался партийной пропагандой. Сблизился с В.И.Лениным, который в дальнейшем продвигал Бубнова по партийной «лестнице». Во время Первой мировой войны – «пораженец»: выступал за проигрыш войны Россией[1].

После свержения монархии А.С.Бубнов стал членом Московского областного бюро партии большевиков. Поначалу выступал за компромисс с Временным правительством, но затем поменял свою позицию. Активный участник большевистского переворота: член Политбюро ЦК и член Военно-революционного партийного центра по руководству восстанием, а также – член Петроградского ВРК[2]. Выступал с требованиями немедленного запрещения всех небольшевистских партий. В.И.Ленин направил Бубнова на пост комиссара железных дорог РСФСР. Железнодорожный транспорт разваливался, для его восстановления требовались знания и опыт. Бубнов ни тем, ни другим не обладал, «скомпенсировав» все это арестами и расстрелами «саботажников» – как из числа старых инженеров, так и из числа рабочих железных дорог. Силой подавил ряд забастовок железнодорожников, не желавших работать практически бесплатно. Усилиями А.С.Бубнова был разгромлен крупнейший в России профсоюз железнодорожников – «Викжель», а его руководство осуждено за «саботаж»; в ряде случаев красногвардейцы просто расстреливали отказывавшихся выходить на работу людей. Счет казненных «саботажников» идет на сотни. Разбирательства, чаще всего, не было: Андрею Сергеевичу хватало телеграммы с кратким приказом «расстрелять». При этом Бубнов нарушал даже те законы, которые были: производство арестов, тем более, расстрелов, на железной дороге должно было проходить исключительно с санкции ВЧК[3].

Убедившись в «решительности» Бубнова, Ленин предложил ему пост председателя Всеукраинского Центрального Военно-революционного комитета, а затем – наркома внутренних дел УССР. Ход Гражданской войны на Украине оказался таков, что Бубнов просто не смог «развернуться» там как следует; главным образом он запомнился попытками силового подавления махновского движения: неоднократно осуществлялись карательные экспедиции в районы, контролируемые махновцами. Страдали от таких «походов» крестьяне. Часто реальной целью таких «походов» становился обычный грабеж: махновские районы были зажиточными. Из -за неконструктивности позиции Бубнова, красным не удалось создать военный союз с отрядами Н.И.Махно, а фронт советских войск был в марте 1919г. прорван[4]. Это повлекло за собой его отставку, и в дальнейшем – вплоть до 1924г. – А.Бубнов крупных постов не занимал.

В 1924г. А.С.Бубнов был назначен начальником Политуправления РККА, членом Реввоенсовета РСФСР. В 1925г. Бубнов стал секретарем ЦК ВКП(б), и это было высшей  точкой его карьеры. Во внутрипартийной борьбе Бубнов поддержал вначале – зиновьевскую, затем – бухаринскую оппозицию. Проблема была в том, что он стал втягивать во внутрипартийные дискуссии коллектив Политуправления РККА и  центральную армейскую газету «Красная Звезда. Понятно, что относящиеся к компетенции Политуправления РККА вопросы – политико-моральное состояние войск – не имеют ничего общего с партийными дискуссиями о правоте той или иной фракции в ЦК. А центральным вопросом «Красной Звезды» являлась боевая подготовка, и политические проблемы на ее страницах поднимать было неуместно. Андрей Сергеевич этого не понимал, и пытался устраивать диспуты прямо на заседаниях Политуправления. В 1929г. Бубнов был снят с  работы[5], и назначен на малозначительный пост наркома просвещения РСФСР. На этом посту он фактически не работал: не имея законченного высшего образования, это было просто невозможно. Все, что он сумел – это издать несколько десятков брошюр по вопросам пропаганды и агитации. К проблеме народного просвещения это все никак не относилось[6].

И.В.Сталин долгое время относился к Бубнову терпимо – лишь бы не мешал. Но при расследовании целого ряда дел – о заговоре Тухачевского, о «параллельном антисоветском троцкистском центре» и о группе Бухарина-Рыкова НКВД были выявлены контакты А.Бубнова с представителями этих групп. И, хотя активного участия Андрея Сергеевича в их деятельности обнаружено не было, Сталин на всякий случай распорядился «разобраться» с ним. 17 октября 1937г. Бубнова арестовали. Во время следствия Бубнов подвергался избиениям – по указанию Н.И.Ежова. Разбирательство затянулось: Сталин никак не мог решить, как с Бубновым быть: в конце концов, до ухода Бубнова в оппозицию они были связаны отношениями личной дружбы[7]. Но 1 августа 1938г. его все же расстреляли: по обвинениям в «шпионаже» и «терроризме».

В 1956г. А.С.Бубнов был реабилитирован и восстановлен в КПСС.



[1] Биневич А.И., Серебрянский З.Л. Андрей Бубнов. М.,1964. В более поздних книгах о бубнове  сведения о характере революционной «деятельности» Бубнова сильно сглажены, а тогда еще были живы очевидцы событий, так что книга интересна.

[2] «Гранат». Энциклопедический словарь. Т.41., ч.1. М.,1927.  Здесь размещена собственноручно Бубновым написанная автобиография.

[3] Ерашов В.П. Навсегда, до конца. М.,1984. О казнях «саботажников» там сказано довольно откровенно, причем,  подобное поведение Бубнова автор считает чем-то положительным.

[4] Белаш В,Ф, Дороги Нестора Махно. М.,1990. В данной книге  весьма подробно описаны многие из таких «походов» и приведены соответствующие  приказы Бубнова.

[5] Родин А.М.  А.С.Бубнов. Политическая и военная деятельность. М..1988.

[6] См., напр.: Бубнов А.С. Статьи и речи о народном образовании. М..1959. В объемистом томе, формально посвященном проблемам народного образования, речь идет о чем угодно, только не о нем…

[7] Неверно, что для Сталина дружба  ничего не значила. Ему стоило большого труда рвать отношения с людьми, которых он считал друзьями, тем более – санкционировать их казнь. Но политические  соображения в  итоге оказывались для  него выше личных мотивов. А в данном случае не Сталин рвал отношения с Бубновым, а наоборот – Андрей Сергеевич  порвал с ним…