Кнорин В.Г.
Вильгельм Георгиевич Кнорин, (1890-1938), родился в д. Лигатне Лифляндской губернии (ныне – Латвия), в семье крестьянина. Национальность – латыш. Получил средне-специальное образование (окончил учительскую семинарию), был рабочим. По позднейшим утверждениям Кнорина, он «сотрудничал с социал-демократическим газетами», и что в 1910г. он вступил в партию большевиков, но в действительности до самой революции Вильгельм Георгиевич политикой не интересовался. Участник Первой мировой войны. После свержения монархии в феврале 1917г. В.Г.Кнорин дезертировал с фронта и перебрался в Минск, где вступил в партию большевиков. Быстро выдвинулся: стал редактором большевистской газеты «Звязда» и секретарем Минского Совета. Участник захвата власти большевиками в Белоруссии, затем короткое время работал в Москве, а в декабре 1918г. его назначили секретарем Центрального бюро КП(б)Б[1]. Категорически отрицательно отнесся к идее И.В.Сталина о провозглашении БССР: выступал за вхождение территории республики в состав РСФСР в качестве областей – Минской, Витебской, и так далее. Однако Сталин, в то время занимавший пост наркома по делам национальностей, настоял на своем. Наотрез отказался вести какой-либо диалог с представителями Рады БНР, приезжавшими в конце 1918г. в Москву, считая их «польскими шпионами»;(характерно, что Сталин их принял)[2]. В прессе и выступлениях В.Кнорин неоднократно отрицал существование белорусского народа и отказывал ему в праве на национальный язык и культуру, считая, что нужно силой стереть всякие отличия белорусов от русских[3]. Слова у Кнорина не расходились с делами: за время его работы в Белоруссии (до 1922г.) все попытки создания белорусских школ или издания прессы на белорусском языке Кнориным пресекались, а те, что были – закрывались. Жестким преследованиям В.Г.Кнорин подверг активистов белорусских национальных партий (в 1920-1922г. он инициировал целый ряд судебных процессов над ними), участников белорусских антибольшевистских военных формирований, а также польских отрядов. Особую ненависть Кнорина вызывала белорусская интеллигенция и, в первую очередь, те ее представители, которые сочувствовали БНР или были выходцами из западных областей или Литвы и Польши: он их расценивал, как «шпионов и диверсантов».[4] «Результаты» деятельности В.Г.Кнорина ощущаются до сих пор – белорусская культура понесла невосполнимый урон, да и убитых по сей день не сосчитали.
С 1922 по 1932гг. – на работе в агитпропе ЦК ВКП(б), куда его перевели по инициативе И.В.Сталина, желавшего как-то разрядить нездоровую обстановку в БССР, созданную Кнориным и его репрессивной политикой. В 1932-1935гг. Кнорин заведовал Институтом Красной профессуры – учреждением, выпускники которого занимали разные хозяйственные и административные посты: считалось, что «марксистско-ленинская подготовка» достаточна для этого. Неудивительно, что такие «профессора» оказывались, как правило, полными профанами в поручаемых им делах, а Сталин посчитал нужным избавляться от них самым простым «способом» – расстрелом[5]. Кроме прочего, этот «институт» был одним из мест скопления сторонников Л.Троцкого, что также было одним из мотивов устранения его «выпускников». В.Кнорин рассматривался, с подачи С.М.Кирова, как возможный глава Исполкома Коминтерна[6], но Сталин от этой затеи отказался: отрицание Кнориным национальных различий и права народов на самоопределение могло только повредить сталинской внешней политике[7].
В 1935-1937гг. В.Кнорин был замзавотделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), участник написания знаменитого «Краткого курса истории ВКП(б)», заведующий информационно-пропагандистским отделом Коминтерна.
В 1932г. В.Г.Кнорин вошел в контакт с К.И.Ландером, готовившем попытку вооруженного мятежа. Был одним из самых активных участников группы Ландера, используя свои связи в Коминтерне, вербовал туда новых людей, добывал денежные средства. Кнорина арестовали 22 июня 1937г. Содержался в Лефортовской тюрьме, подвергался избиениям и пыткам. Следствие по его делу вел А.И.Лангфанг. В отличие от дела Ландера, дело Кнорина расследовали долго: пытались связать его с одним из лидеров Коминтерна, Б.Куна, к тому времени также арестованного. «Связь» эта была вымышлена. А.И.Лангфанг позднее утверждал, что имел задание от Н.И.Ежова: создать «дело о заговоре в Коминтерне», но Сталин, в итоге, отказался от этого плана: наружу могло всплыть слишком много неудобного, а впереди была война, и Коминтерн Сталину был нужен как один из инструментов внешней политики[8].
Вильгельм Георгиевич Кнорин был расстрелян 29 июля 1938г. по обвинению в подготовке террористических актов и вооруженного мятежа. В 1955г. В.Г.Кнорин был реабилитирован в партийном отношении – восстановлен в КПСС. Характерно, что предъявленные Кнорину обвинения тогда не были сняты: полностью Кнорина реабилитировали гораздо позднее. При этом числившийся законно осужденным преступником человек воспевался советской пропагандой, как «выдающийся большевик» и деятель наилучших личностных качеств[9]. Во время «перестройки» он стал еще и «невинной жертвой сталинизма». Подлинные детали деятельности В.Г.Кнорина стали известны лишь после 1989г., когда в БССР появилась свободная пресса.
Именем В.Г.Кнорина названы улицы в Минске, Смоленске, Москве.
[1] Граудин К. Латышские революционные деятели. Рига, 1958.
[2] www.telegraf.by/in_belarus/blog/24758.html2print
[3] www.pda.ng.by/ru/issues?artid=28607
[4] Кнопе Е. Вильгельм Кнорин. Критическое осмысление. Рига,1970. (на латышском яз.). Автор, понятно, избегал оценки действий Кнорина, как преступных – Латвия еще была в составе СССР. Но сами его действия перечислил довольно наглядно.
[5] В.И.Ленин считал марксизм «ключом» к любой науке, но он имел в виду теоретический аспект: любой философский метод так или иначе приложим к научной деятельности. «Ученики» же Ленина поняли это буквально: посчитали знание марксистской литературы достаточным для управленческой или научной работы любого уровня. Избавление от таких «кадров» было вполне логичным со стороны Сталина, и осуждать его можно только за применение при этом насилия.
[6] www.history.machaon.ru/all/number_12/istori4e/dimitrov/part1/index.html
[7] Фельштинский Ю.Г. Коминтерн и крушение мировой революции. М.,2009.
[8] www.lists.memo.ru/d16/i=282.htm
[9] Бережной А.Ф., Смирнов С.В. Бойцы революции.Л.,1969.