Исправительные колонии скрывают информацию о COVID-19 от общественности

По информации РОО «Правовая инициатива» 14 апреля организация обратилась в 25 специальных учреждений: во все СИЗО, исправительные колонии и тюрьмы Беларуси. Мы просили сообщить, какие меры принимаются во избежание распространения COVID-19.

Ранее ВОЗ заявила, что люди, находящиеся в местах несвободы, более уязвимы перед COVID-19, чем население в целом. В местах несвободы в принципе исключена возможность физического дистанцирования. Кроме того, задержанные или осужденные могут заразиться при контакте с сотрудниками учреждения, поскольку распространение COVID-19 возможно в том числе людьми, у которых отсутствуют какие-либо симптомы. 

Из 25 учреждений нам ответили только 16. По существу обращения изначально ответила только ИК-14 (Новосады). ВК-2 (Бобруйск) и ИК-1 (Новополоцк) ответили, что зараженных пневмонией не имеют. СИЗО-3 (Гомель) и ИК-20 (Мозырь) отказались предоставить информацию так как, по их мнению, она относится к перечню служебной информации ограниченного распространения. Остальные учреждения прислали стандартные отписки о работе в штатном режиме и проведении комплекса профилактических мероприятий острых респираторных заболеваний. При повторных обращениях об уточнении конкретных мероприятий ответы дублировались из предыдущих.  

Три учреждения (ИК-1, ИК-12 и Тюрьма №8) прямо отправили нас читать газету «На страже» от 03 апреля 2020 года, в которой описаны санитарно-противоэпидемические мероприятия, которые проводятся в учреждениях. Что мешало перечислить эти меры в ответах, остается загадкой. Возможно, даже принудительной подписки на профильную газету не хватает для ее популярности. 

Два учреждения (ИК-13 и СИЗО-2) предупредили нас о прекращении переписки при повторном обращении. 

«Отказ в предоставлении информации о ситуации с COVID-19 еще раз подтверждает, что учреждения Департамента исполнения наказания являются закрытыми для общественности. Те циничные отписки, которые мы получили не являются ответами по существу и нарушают ст.14 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» и ст. 34 Конституции. Тем временем, в отсутствие официальной и достоверной информации, различные ресурсы сообщают о случаях заражения в колониях», – прокомментировал правозащитник Сергей Устинов.