По просьбам трудящихся…

Декрет Президента Республики Беларусь №9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», к сожалению, не получил ожидаемого общественного резонанса: рядовые граждане заняты проблемами каждодневного выживания, а политические лидеры реагируют, в первую очередь, на те темы, на которые  реагируют сами граждане.

Анализ содержания этого Декрета – с международно-правовой  точки зрения, равно как и с точки зрения белорусского законодательства, не относится к нашей задаче. Хотелось бы дать анализ, скорее, исторический, потому что аналогичные законы в истории нашей страны уже принимались. Речь идет о так называемых «Указах 1940 года»,  прикреплявших рабочих к заводам и фабрикам, как древнеримских рабов к галерам.

В первую очередь мы говорим об Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».[1] Если сравнить текст этого документа с текстом Декрета №9, то мы обнаружим интересные совпадения. Во-первых: увольнение возможно – «с согласия нанимателя». Можешь уйти – если отпустят. Во-вторых, отказ нанимателя уволить работника может быть обжалован в вышестоящую инстанцию, которой подчиняется данное предприятие, а затем – в судебном порядке. Совпадения там буквально до запятой. Складывается впечатление, что авторы Декрета №9 просто перепечатали Указ от 26 июня. Даже меры «воздействия» на пожелавших уволиться схожи.

Необходимость принятия Указа от 26 июня мотивировалось «сложной международной обстановкой» и угрозой войны. Вот и у нас, вскоре после принятия Декрета №9 Президент потребовал «работать, как в военное время», а директорам предприятий, которые не выполняют прогнозных показателей, стал публично угрожать тюрьмой. Разница в том, что И.В.Сталин никогда  не повышал голоса. Все угрозы приводили в исполнение другие люди.

Судя по всему, белорусская  власть начала руководствоваться той же логикой, что и сталинская. А это означает неизбежность появления белорусских аналогов других Указов 1940г. А именно: Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 26 июня 1940г №1049 «О повышении норм выработки и снижении расценок»: работать будем больше, а получать меньше. В Беларуси подобные «меры» осуществляются и без издания Декретов: каждый может вспомнить случаи снижения размера оплаты труда, сокращения премий и тому подобного. Нетрудно заметить, что эффективность работы от ее «интенсификации» не повышается – скорее, наоборот: чем больше людей «гоняют», тем хуже они работают.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1940г. распространял действие Указа от 26 июня на частные, концессионные и акционерные предприятия, существовавшие на территории СССР. Можно предполагать распространение сферы действия Декрета №9 и на другие отрасли промышленности, помимо деревообработки, а также на частные предприятия. Мотивация будет простая: в модернизации нуждается вся белорусская промышленность. Но в модернизации нуждается не только промышленность, но и сельское хозяйство. Тут тоже есть, с чего брать пример: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1940г. «О запрете самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинно-тракторных станциях».

А попытка «самовольного ухода с предприятия» каралась судебной ответственностью: от 2 до 5 лет исправительных работ на «родном» предприятии с удержанием 25% заработка в доход государства. Если предприятие оборонное – то попытка увольнения  могла «потянуть» и на «контрреволюционный саботаж» – а это уже 58-я, расстрельная.

Еще интересно, что ссылались, принимая все эти Указы, на угрозу войны, а отменили их только 25 апреля 1956г[2]. Значит, не в войне дело, и не в международной обстановке.

Рабочий, которого держат на работе силой, старается работать как можно меньше. Но у мудрого Отца народов все предусмотрено: читайте Указ Президиума Верховного Совета СССР «О судебной ответственности рабочих и служащих за прогул». Прогулом считалось опоздание на  работу  свыше 20 минут. Поломался трамвай по дороге на работу, опоздал – отправят в лагерь. В 1956г. этот Указ «немножко» отменили, а «немножко» оставили: судебной ответственности по-прежнему подлежали случаи «неоднократного и длительного прогула». У нас в стране есть Декрет о дисциплине, есть  другие подобные документы. Что мешает власти дойти до логического конца и в этом отношении?

Давно обсуждается идея повышения срока обязательной отработки выпускников  государственных ВУЗов по месту распределения; звучали предложения ввести такие же обязательные отработки и для выпускников техникумов и училищ. Мотив: у молодых людей появится гарантированное рабочее место, а государство получит нужных ему специалистов. А товарищ Сталин не «обсуждал», он делал: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1940г. «Об порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие». Другими словами, хочется вам в агрогородок или нет – все равно поедете. Хотите вы трудиться в чернобыльской зоне или нет, а придется.

Кроме того, для учеников старших классов существовали так называемые «Государственные трудовые резервы СССР», в состав которых – без права выбора профессии – зачисляли 14ти-летних подростков. Срок «отработки» 3-4 года.

В том же, 1940г., были приняты и другие, содержащие ценный для любой диктатуры, «опыт», Указы. Например, «О судебной ответственности за выпуск некомплектной  и некачественной продукции». В обстановке «давай-давай», когда от вас требуют перевыполнить план, брак неизбежен. Низкая мотивация труда и низкая культура производства тоже играют свою роль. Устранить брак и некомплект никаким указом нельзя. Но Указ для этого и не предназначался. Его цель – создать дополнительный источник пополнения ГУЛАГа. Был принят также Указ «Об ответственности за мелкие  кражи на производстве»: лагерные сроки за отвертку, за унесенную в кармане гайку. А в довершение всего – Указ «О  правах и ответственности мастера на производстве»: мастер, с которым рабочий сталкивается ежедневно, превращался в надсмотрщика на строительстве египетских пирамид.

Нетрудно убедиться в том, что нынешняя белорусская власть изначально, с 1994г., пошла в таком направлении, которое неизбежно приведет к появлению белорусских аналогов  упомянутых Указов. Это только вопрос времени. Остается только добавить, что издание этих и других подобных Указов не спасло Сталина от катастрофы 22 июня 1941г. А во многом – и обусловило эту катастрофу, потому что далеко не все из «единогласно одобрявших» все и вся «трудящихся» захотели защищать такой режим и такую страну.

автор: Андрей Линевич



[1] Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 – июль 1956гг. Под ред. Мандельштам Ю.И., М.,1956. Здесь и далее все документы указываются по этому сборнику.

[2] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1956г. отменял все упомянутые  в настоящей статье законодательные акты. По большому счету, тем самым признавалась их несостоятельность: известно, что люди  бежали с предприятий  невзирая на запреты, даже в военное время, когда за это грозил расстрел.