Правозащитники требуют изменить Закон «О психиатрической помощи»
Мы часто не обращаем внимание на законы, которые нас не касаются, но когда все же нам приходится с ними столкнуться в жизни, уже поздно что-то делать.
7 января 2012 года вcтупил в силу Закон Республики Беларусь №349-3 «Об оказании психиатрической помощи». Ничего особенного на первый взгляд, но стоит уделить особое внимание некоторым, казалось бы незначительным статьям.
Так статья 40 Закона гласит, «права пациентов могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача, заведующим отделением или руководителем психиатрического стационара, если их осуществление предоставляет непосредственную опасность для этих пациентов и (или) иных лиц. Тем самым могут быть ограничены следующие права:
- вести переписку;
- отправлять и получать телеграммы, письма, денежные переводы, посылки и бандероли, получать передачи;
- пользоваться телефоном».
Казалось бы, что плохого в этом ограничении, но по сути, этой статьей ограничивается всякое общение пациентов с внешним миром. Человек просто остается отрезанным от остальных людей, включая родных и близких.
Данная проблема привлекла внимание Людмилы Волковой. Правозащитница обратилась в Конституционный Суд Республики Беларусь с просьбой проверить статью 40 Закона Республики Беларусь №349-3 «Об оказании психиатрической помощи» на соответствие ст.40 Конституции Республики Беларусь.
Она считает, что «подобные ограничения не позволяют пациенту сообщить о преступлении, заявить о пытках, жестоком или бесчеловечном обращении, а также ограничивают право на защиту в соответствии со ст.62 Конституции Республики Беларусь. Кроме того, данная норма применяется единолично, что не исключает возможность предвзятого отношения лица, принимающего ограничения к пациенту».
Ожидая ответа, стоит только надеяться на порядочность судей Конституционного Суда. Ведь не нужно быть юристом, чтобы узреть ограничения основных прав человека в данном законе.
«Я считаю, что Закон в такой редакции отчасти является пережитком прошлого, и в данный момент, с ним мы можем вернуться к карательной психиатрии, когда правозащитников и людей, несогласных с властью, снова будут прятать в психиатрические больницы и лишать возможности общения не только с внешним миром, но и близкими людьми. Помимо этого, человек не сможет никому сообщить, что с ним происходит, и какие меры принудительной психиатрии, а может и пытки к нему применяют. Тем самым многие преступления, о которых не может быть и речи в цивилизованном государстве, будут не только безнаказанны, но и практически легальны», — сообщила Людмила Волкова.