Аристов А.Б.
Аверкий Борисович Аристов, (1903-1973), родился в г. Красный Яр Астраханской губернии, в бедной семье. Из казаков. До революции политикой не интересовался. Получил начальное образование, работал по найму у торговцев рыбой, пробовал сам завести ловлю, но «прогорел». В 1919г. вступил в ВЛКСМ: это давало шанс на хоть какое-то продвижение по социальной лестнице. В РКП(б) вступил в 1921г. В том же году был направлен от ВЛКСМ в состав части особого назначения (ЧОН). ЧОНы находились в прямом подчинении ВЧК, и их основной задачей было подавление антисоветских выступлений. Аристова быстро заметили: он отличался беспощадностью. Был выдвинут на освобожденную комсомольскую работу и в 1922г. стал инструктором Астраханского губернского комитета ВЛКСМ. Пробовал продолжить образование, но в 1925г. был призван в армию и направлен вначале в Баку, политруком роты, а затем в Дагестан, где в 1925-1926гг. участвовал в карательных операциях против горских племен, не признававших большевистский режим[1]. Есть сведения о его личном участии в расстрелах жителей непокорных селений. В 1927-1932гг на различных небольших партийных должностях, сумел все же получить образование инженера, и устроился на Ленинградский чугуно-литейный завод «Центролит». Отличаясь организаторской хваткой, был выдвинут на руководящие посты – стал замдиректора. В конце 1934г. был снят с работы за то, что вместо дела стал «бороться с вредителями», а в 1937г. едва не был исключен из партии за сокрытие ряда негативных фактов своей биографии (его отец был ранее судим). Но ему повезло. А затем стал быстро продвигаться наверх по партийной «лестнице»: к 1940г. он был секретарем Свердловского обкома ВКП(б). «Рецепт» карьеры Аристова был прост: разоблачение как можно большего числа «врагов народа» среди партийных чиновников. Но у Аристова хватило ума не «переусердствовать», поэтому сам он уцелел, хотя на его «счету» – сотни казненных (Аристов входил в областную «тройку» НКВД)[2].
В годы войны Аристов курировал производство танков и броневой стали, боеприпасов. Работал хорошо, и был награжден орденом Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, а в 1943г. переведен на пост первого секретаря Красноярского крайкома ВКП(б). Инициировал взятие краем «повышенных обязательств» в области зернозаготовок. Обязательства были нереальны – Красноярский край сам нуждался в завозе зерна, и это положение сохраняется поныне. А «выполнял» их Аристов просто – конфискацией зерна у крестьян. Кроме того, Аристов резко сократил нормы выдачи продуктов питания по карточкам населению, которое и так голодало. «Результатом» стала смерть от недоедания множества людей. В Москву пошли жалобы, но Аристова покрывал Н.А.Вознесенский. «Повышал обязательства» Аристов и в годы голода 1946-1948гг. На этот раз масштабы смертности в крае стали такими, что Аристовым занялся министр госбезопасности В.С.Абакумов, были вскрыты многие случаи коррупции в окружении Аристова, и в 1949г. он был снят с работы.[3] От ареста его спасло то, что Сталин уже не имел прежнего влияния в стране, а Абакумов вскоре сам был арестован. Аристов был переведен в Челябинск, где руководил обкомом ВКП(б). переметнувшись после уничтожения группировки Н.А.Вознесенского на сторону клана Маленкова-Хрущева, Аристов был в октябре 1952г. избран членом ЦК КПСС, и на 19 съезде КПСС принял активное участие в отстранении Сталина от реальной власти[4]. В марте 1953г. Аристов был снят со всех постов и «сослан» в Хабаровск. По одной из версий – по инициативе Берии, пытавшегося ослабить группировку Маленкова. Но в 1955г. Н.С.Хрущев вернул его в Москву и приблизил к себе – он стал секретарем ЦК КПСС и курировал отдел административных органов ЦК КПСС до 1960г[5]. В его компетенции был контроль над КГБ и МВД, судебной системой и прокуратурой. .Аристов дал санкцию на разгон мирной демонстрации в Тбилиси в феврале 1956г. Он же санкционировал подавление волнений населения в Чимкенте, Ташкенте, Темиртау, Оренбурге, всякий раз приказывая стрелять боевыми патронами по безоружным людям. Аристов участвовал в принятии решения об интервенции в Венгрии и в разработке плана подавления венгерской революции 1956г., преследования Б.Л.Пастернака также осуществлялись с его санкции. В июне 1957г. Аристов участвовал в устранении «антипартийной группы» – сторонников Сталина в Президиуме ЦК. Именно он подбирал компрометирующие материалы для докладов Хрущеву и Жукову об этих лицах, и был назначен руководителем Бюро ЦК КПСС по РСФСР – фактически, главой РСФСР[6].
Но у власти Аристов не удержался. В начале 1960г. стало известно о фальсификации итогов пятилетки Рязанской областью, и что виновен в этом Аристов. Рязанская область была лишь примером – Аристов подделывал данные «перевыполнения планов партии» по всей РСФСР. Чтобы снять с себя ответственность за это, Хрущев свалил вину на одного Аристова[7]. Но были и другие причины смещения Аристова, но о них мало известно. Его отправили послом в Польшу, где он проработал до 1971г. Аристов оставался членом ЦК КПСС: Польша была слишком значима для руководства СССР, и послом туда могли отправить только члена ЦК. В декабре 1970г. в Польше прошла волна забастовок и демонстраций на почве недовольства политикой правящего режима. Аристов настоял перед коммунистическим «вождем» Польши В.Гомулкой на применении военной силы.[8]. Л.И.Брежнев отрицательно отнесся к таким действиям польских властей и к самоуправству Аристова. В марте 1971г. Аристов был отозван в Москву и выведен из состава ЦК. В сентябре 1971г. Аристова отправили послом в Австрию. В 1973г. А.Б.Аристов скоропостижно скончался в Вене. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве
1Сушков А.В. Президиум ЦК КПСС в 1957-1964гг: личности и власть. Екатеринбург, 2009.
[2] Коновалов А.Б. Партийная номенклатура Сибири в системе региональной власти. (1945-1991). Кемерово, 2006.
[3] Гребенюк П.С. Колымский лед. Система управления на Северо-Востоке России. 1953-1964. М.,2007.
[4] Пост генсека, который Сталин занимал с 1922г., был упразднен, упразденно и Политбюро, замененное Президиумом ЦК, куда вошли практически одни противники Сталина. Партия сменила название с ВКП(б) на КПСС, и была обьявлена «партией всего народа», т.е., отказалась от классовых принципов. Это делало потенциально возможным отказ от коммунизма, если он почему-либо «надоест» номенклатуре. От него и отказались – в 1991г.
[5] Микоян А.И. Так было. Размышления о минувшем. М., 1999.
[6] Байбаков Н.К. От Сталина до Ельцина. М.,1998.
[7] Соломенцев М.С. Верю в Россию. М.,2003.
[8] Шелест П.С. Да не судимы будете. Джневниковые записи, воспоминания члена Политбюро ЦК КПСС. М.,1995.