Буйкис Я.Я.
Ян Янович Буйкис, (1895-1972), родился в местечке Акнисте Ковенской губернии (ныне – Литва), в зажиточной семье. Из крестьян. Латыш по национальности. Получил среднеспециальное образование:окончил военную школу. В 1914г. призван в армию, участник Первой мировой войны. Воевал храбро, был ранен. Получил звание подпоручика. До революции политикой не интересовался. После свержения монархии Буйкис примкнул к той части латышских стрелков, которая поддержала большевиков, и в июне 1917г. вступил в большевистскую партию. Как и многие латыши, Буйкис увидел в новой динамичной политической силе возможность для карьеры и продвижения по социальной лестнице. В марте 1918г. Ян Буйкис вступил в РККА и в органы ВЧК, где сразу привлек к себе внимание Ф.Э.Дзержинского. «Проверкой» на «профпригодность» для Буйкиса стало так называемое «дело банды Андреева»: известного анархиста, к которому примкнуло немало дезертиров и просто людей, искавших себе пропитания какой угодно ценой. Далеко не все эти люди были отпетыми уголовниками, да и самому Андрееву чекисты приписали множество не им совершенных преступлений. Задача Буйкиса была в том, чтобы внедриться отряд Андреева, предложить ему «дело», а на месте их бы ждала засада. Таким образом, речь шла о провокации: брать «андреевцев» живыми чекисты не собирались, и Буйкис об этом знал. Почти все они были перебиты[1].
После этого, летом 1918г., Дзержинский привлекает Яна Буйкиса к разработке «заговора Локкарта». Основной целью Буйкиса было «пристегнуть» к обвиняемым в шпионаже британским и французским дипломатам сторонников подпольного «Союза защиты Родины и свободы» Б.В.Савинкова, а также как можно большее количество офицеров и чиновников царского режима. С этой целью Буйкис со своим напарником, Спрогисом, был командирован в Петербург, и вскоре добился успеха: ему стало известно о группе офицеров флота, на своих собраниях осуждавших политику большевиков. От имени якобы руководства латышских стрелков Буйкис и Спрогис вступили в контакт с британским послом Ф.Локкартом, рядом других лиц, и предложили им свои «услуги»: в обмен на крупную сумму денег свергнуть Совнарком. Детали дальнейших переговоров до сих пор неясны, и не исключено, что латышские стрелки в самом деле вели двойную игру. Но непосредственным «итогом» действий Буйкиса стали массовые аресты в Петербурге и Москве. Буйкис, как теперь известно, давал заведомо ложные показания о причастности тех или иных лиц к «заговору Локкарта»; многим это стоило жизни[2].
В 1919г. Ян Янович был направлен на Украину – бороться против «бандитов», под которыми имелись в виду вооруженные формирования украинских националистов, эсеров или анархистов, а также крестьянские повстанцы. Отряды Шепеля, Медведя, Гаевого – вот лишь некоторые из уничтоженных под руководством Буйкиса крестьянских повстанческих групп. «Тактика» Буйкиса была везде одинакова засылка провокатора, который вел отряд к засаде, затем – уничтожение всех на месте. Еще один «прием» Буйкиса – приглашение повстанческих командиров «на мирные переговоры» во время которых их убивали. Широко применялись «зачистки» сочувствующих повстанцам сил, разрушения жилищ лиц, ушедших к повстанцам. Были случаи взятия заложников. На Украине Буйкис пробыл до 1922г. В 1921-1922гг. он, в качестве сотрудника Особого отдела ВЧК, руководил подавлением крестьянского восстания в Галиции, в котором активно участвовало польское население. Затем был переведен в центральный аппарат ОГПУ в Москве, где долгое время был помощником начальника отделения в ИНО: консультировал руководство ОГПУ, затем – НКВД по вопроса борьбы с «украинским бандитизмом»[3].
От политической борьбы Буйкис старался держаться в стороне, в оппозициях не участвовал. Но в 1938г. его арестовали: И.В.Сталин как раз занялся устранением лидеров латышских стрелков и революционеров из числа прибалтов, считая их политически неблагонадежными и склонными к разным авантюрам. Буйкис был обвинен в шпионаже в пользу Латвии и Германии, обычно за этим следовал расстрел, но ему повезло: к тому времени Н.И.Ежов был смещен. Дело было направлено на пересмотр, прежние обвинения с него сняли, новых не выдвинули, но не освободили, и Ян Янович остался под стражей без всяких законных оснований. На все его письма ни в Кремле, ни на Лубянке не реагировали[4]. Весь этот театр дикого абсурда продолжался до 1950 года, когда новый министр госбезопасности С.Д.Игнатьев распорядился его выпустить. При их личной встрече Игнатьев посоветовал Буйкису жить «тише воды, ниже травы», и Буйкис этому совету последовал[5]. Взамен ему вернули воинское звание, восстановили в КПСС и присвоили ранг персонального пенсионера союзного значения.
Деятельность Буйкиса неоднократно прославлялась в печати, были сняты художественные фильмы – но все это было уже после смерти Сталина[6]. Сам Ян Янович старался о событиях Гражданской войны не вспоминать, и общался с журналистами лишь в случае крайней нужды..
Умер Ян Буйкис в 1972г., дожив до 77 лет. Буйкис – один из очень немногих лидеров латышских стрелков, переживших 30е годы. Причиной этому было то, что Ян Янович не примыкал ни к каким оппозициям, не стремился к высоким постам, и не рассказывал на каждом углу о своих «заслугах перед партией»
[1] Колпакиди А., Прохоров Д. Внешняя разведка России. М.,2006.
[2] Гончаров В., Кокурин А. Роль коренных народов Балтии в установлении и укреплении большевистского строя. М.,2009.
[3] Авотин А. Шмидхен: затянувшийся маскарад. Темные страницы истории. Саарбрюккен, 2012. (на рус.яз.)
[4] Скорее всего, о Буйкисе просто забыли: в те годы это было обычным делом, и без суда люди сидели за решеткой по многу лет. Понятно, что Яну Яновичу от этого было не легче…
[5] Точнее говоря, это был совет Н.С.Хрущева. Игнатьев его только озвучил. Освобождение Буйкиса – также результат усилий Никиты Сергеевича: онвсегда симпатизировал «старым революционерам»
[6] Напр., «Латышские стрелки в борьбе за Советскую власть. 1917-1920. Документы и материалы. Рига,1962.