Бухарин Н.И.
Николай Иванович Бухарин, (1888-1938), родился в Москве, в семье учителя. Получил среднее образование и поступил в Московский университет на экономическое отделение, но был отчислен за участие в нелегальных кружках. Рано увлекся политикой, и в 1907г. вступил в РСДРП, а в 1909г. примкнул к большевикам, куда был привлечен Эренбургом и Сокольниковым. Член Московского комитета партии, организатор нескольких забастовок. В 1911г. Н.Бухарин был арестован за хранение боеприпасов (у него хранились самодельные бомбы, предназначавшиеся для большевистских «боевых дружин»), и сослан в Онегу, откуда бежал, и в 1912г. нелегально выехал за границу – сперва в Германию, затем – в Австро-Венгрию. Там он познакомился с Лениным, и стал выдвигаться им на ведущие посты в партии: Владимир Ильич видел в нем ценного теоретика и пропагандиста. Хотя Бухарин называл себя марксистом, основное влияние на его мировоззрение оказали социалисты-утописты, в частности, Богданов, требовавший принудительного введения «справедливости» и «уравнения имуществ», а всякую собственность он, вслед за Прудоном считал «кражей». В дальнейшем это сильно сказалось на его деятельности на руководящих постах в стране[1].
В 1914г. Бухарин был арестован полицией Австро-Венгрии по подозрению в шпионаже в пользу Франции. После нескольких допросов стал добиваться встречи с представителями французского посольства. Вскоре Бухарин был выслан в Швейцарию: подозрения с него не были сняты, но лишнего скандала австрийские власти не хотели[2]. Довольно интересно, что вслед затем он выехал в Стокгольм – как раз через территорию Франции, хотя попасть туда можно было и другими путями. Проживал под именем Мойши Долголевского, и сразу же попал под наблюдении шведской полиции: вопреки запрету для эмигрантов вмешиваться в шведские политические дела, Бухарин устраивал у себя на квартире нелегальные сходки левых радикалов, и у полиции возникло подозрение, что он вербует среди них агентуру в интересах французов, а также занимается сбором сведений о внешней торговле и промышленности Швеции. В 1916г. Николая Бухарина снова арестовали, и выслали в Норвегию, но и там такому «гостю» были не рады: его «попросили» уехать в Данию, а датская полиция немедленно депортировала его в США.[3] В Нью-Йорке сблизился с Троцким и издавал с ним газету «Новый мир». В США полиция Бухарина не трогала. После свержения монархии Бухарин выехал в Россию – почему-то через Японию, где его вновь арестовали – по подозрению в шпионаже в пользу США. Был под конвоем доставлен на борт корабля, шедшего в Россию. Еще раз – в последний в своей «дооктябрьской» биографии – был арестован в Челябинске, за призывы к вооруженному мятежу[4].
После большевистского переворота – член ЦК партии большевиков, член Политбюро, главный редактор «Правды», один из ведущих деятелей нового режима. Именно Бухарин подготовил план «национализации» промышленности. По предложению Бухарина, изымались не только крупные, но самые мелкие предприятия. По его предложению, была введена «всеобщая трудовая повинность» – принудительный труд рабочих с заменой заработной платы нормированным пайком хлеба и других продуктов.[5] До предприятий доводились обязательные к исполнению планы, на заводы и фабрики высылались комиссары для надзора за «политической благонадежностью» инженеров и специалистов. Очень скоро такие «меры» привели к краху российской промышленности: все, кто мог, бежали с заводов, и никакие запреты не подействовали, настолько массовым было бегство. «Зато» класс промышленников и предпринимателей был «экспроприирован».
В начале 1918г. Бухарин выступил против заключения Брестского мира с Германией и требовал «революционной войны» с нею; создал свою «левокоммунистическую» фракцию, с изданием своей партийной газеты – «Коммунист».
Бухарин стал одним из главных идеологов «красного террора» и «теоретически обосновал» необходимость массовых репрессий. Так, в мае 1918г. опубликовал брошюру «Программа коммунистов», где до объявления «красного террора», прямо призвал его организовать и выступил за принудительный труд.[6] В октябре 1919г. написал книгу «Азбука коммунизма», где доказывал необходимость создания концлагерей и политики конфискации имущества и наложения «контрибуций» на «буржуазию»[7]. Бухарин также отрицал в этой книге существование объективных законов экономики, и утверждал, что для решения любых хозяйственных задач достаточно решения ЦК партии. В 1920г. Бухарин написал еще один «труд»: «Экономика переходного периода», где доказывал необходимость «трудовых армий» в промышленности и «трудовых коммун» на селе, с уравнением быта и обязанностью членов «коммуны» доносить друг на друга о «вредных настроениях»[8]. Обосновывал «необходимость» внесудебных казней и отрицал значение юридических норм. Книги Бухарина даже среди большевистского руководства называли «книгами каторги и расстрела». Так, он писал: «Пролетарское принуждение, начиная от расстрелов и до трудовой повинности, является методом выработки коммунистического человечества»[9]. «Труды» Бухарина расходились большими тиражами, и служили «руководством к действию» для местных партийных и чекистских деятелей. Таким образом, Бухарин несет юридическую ответственность за жертвы коммунистического террора 1918-1920гг., т.к. он подвел под этот террор «теоретический фундамент».
В 1923г. Бухарин сменил свою политическую позицию: он стал последовательным сторонником НЭПа. Выступал вместе со Сталиным против Троцкого, затем- против Зиновьева и Каменева. Сталин рассматривал Бухарина как одного из самых надежных людей в своем окружении. Однако Иосиф Виссарионович заблуждался: Бухарин поддерживал закулисные контакты с Зиновьевым и Каменевым, которых публично осуждалВ 1929г. между ним и Сталиным поэтому и произошел разрыв, хотя формально речь шла о сохранении или отказе от НЭПа. Выступая за сохранение НЭПа, Бухарин оказался перед выбором: или открыто порвать с большевизмом и создавать оппозиционную партию, либо возглавить номенклатурное большинство в ЦК, предложив ему гарантии сохранения правящего положения. Но на первое Бухарин не решился, а для номенклатуры он не имел значимых предложений. Когда в 1930г. к нему, Зиновьеву и Каменеву, приехал Ворошилов, зондировавший почву на этот предмет, он не услышал ничего, кроме призывов «поддержать китайскую революцию». После этого большинство в Политбюро окончательно перешло к Сталину[10].
Принял активное участие в травле Есенина, Маяковского, Клюева, ряда других поэтов[11].
Покинув ведущие посты в ВКП(б) осенью 1929г., Бухарин оставался членом ЦК партии, занимал ряд постов в ВСНХ, а в 1934-1937гг. был главным редактором газеты «Известия». Этот пост был важен: редактор «Известий» был членом правительства, и в определенной степени обладал самостоятельностью; угроза кого-либо написать жалобу в «Известия» в те времена была отнюдь не пустым звуком: нередко по звонку редактора «Известий» или по его письму смещались или арестовывались чиновники, приезжали комиссии с проверками. Одна редакционная статья в «Известиях» могла сломать человеку жизнь. На этом посту Бухарин внес весомый «вклад» в развитие культа личности Сталина: его восхваления были неприличны, а разносная критика «врагов народа» и «вредителей» порождала целые волны арестов. Создавая на страницах «Известий» атмосферу нетерпимости и истерии, доносительства и шпиономании, Бухарин несет ответственность за происходившие в стране расправы с неугодными. Публикуя отчеты о политических судебных процессах 1934-1936гг., Бухарин подвергал обвиняемых оскорблениям и требовал их расстрела[12]. Все это не мешало Бухарину искать политических контактов с противниками Сталина, в частности, он в 1936г. искал «подходы» к Тухачевскому. Михаил Николаевич считал возможным на первых порах включить Бухарина в будущее правительство, т.к. испытывал нехватку гражданских специалистов и понимал, что чисто военный кабинет будет неработоспособен. Бухарин имел много приверженцев в ВСНХ, в Институте красной профессуры, в ВЛКСМ, ряде университетов и редакций газет и журналов, так что для Тухачевского он представлял определенный интерес[13]. Но достичь окончательного соглашения они не успели: Сталину стало известно о «политической активности» Бухарина. В 1936г. Бухарина командировали в Германию, при этом Сталин дал ему понять, что была бы желательна его эмиграция[14]. Но Бухарин вернулся в Москву. В январе 1937г. ему были предъявлены обвинения в причастности к подпольной организации Зиновьева и Каменева, в негласных контактах с Пятаковым и его сторонниками. Будучи вызван на заседание Политбюро ЦК, Николай Иванович не смог дать своему поведению убедительных объяснений, а вместо этого объявил голодовку. Написал несколько писем Сталину и Ворошилову. Иосиф Виссарионович ничего не ответил, а Ворошилов заявил ему о разрыве личных отношений, как с человеком «бесчестным». Несколько дней спустя Бухарин был арестован.
Из тюрьмы обращался к Сталину с письмами о предвзятом характере следствия и о своей невиновности[15]. Следствие в самом деле было предвзятым, хотя никаких фактов, свидетельствующих о применении к Бухарину пыток, нет. Бухарину «предъявили» шпионаж в пользу Германии, Франции, участие в террористической деятельности, и даже «работу» на царскую охранку до революции. Все это, кроме нуждавшихся в проверке связей с французской разведкой, было вымыслом. Судебный приговор Бухарину был вынесен на основании решения комиссии ЦК ВКП(б) во главе с Микояном[16]. 15 марта 1938г. Бухарина расстреляли. В 1988г. Бухарин был полностью реабилитирован и вплоть до 1991г. восхвалялся, как «верный ленинец»[17].
Была арестована также жена Бухарина – Анна Ларина. Была освобождена в 1953г., умерла в 1996г. Автор воспоминаний. Первая жена Бухарина, Н.Лукина, была арестована в 1939г., расстреляна в 1940г. Вторая жена – Э.Гурвич, отреклась от мужа еще в 1929г., репрессиям не подвергалась, умерла в 1989г. Сын Бухарина, Ю.Н.Ларин, стал художником, в начале 1980х был известен, как диссидент[18].
Именем Бухарина еще при его жизни была названа улица в Москве, а Дзержинский район Москвы до 1937г. назывался Бухаринским. Именем Бухарина называли пароходы, колхозы, заводы, и т.д. После ареста Бухаина все это было забыто.
[1] Горелов И.Е. Николай Бухарин. М.,1988.
[2] Коэн С. Бухарин. Политическая биография. М..1989.
[3] Бьеркегрен Х. Скандинавский транзит. Российские революционерры в Скандинавии. 1906-1917. М.,2007.
[4] Шляпников А.Г. 1917г. М.,1991.
[5] Цакунов С.В. Развитие экономических взглядов Н.И.Бухарина после перехода к НЭПу. М.,1990.
[6] Проблемы теории и практики социализма. М..1989.
[7] Путь к социализму. Сб. ста. Новосибирск, 1990.
[8] Бухарин Н.И. Атака. Сб.ст. М.,1924. (есть репринтное издание 1992г.)
[9] Бухарин Н.И. Борьба за кадры. М. –Л.,1926.
[10] Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.,2012.
[11] Революция и культура. М.,1993.
[12] Галумов Э. Неизвестные «Известия». М.,2008.
[13] //Вопросы истории естествознания и техники. 2002, №1.
[14] Ларина А.М. Незабываемое. М.,1992. И.В.Сталин не хотел лишнего шума с устройством судебного процесса над ранее близким ему человеком. Почему Бухарин вернулся обратно – трудно сказать.
[15] Узник «Лубянки». Тюремные рукописи Н.И.Бухарина. М.,2008.
[16] //Известия ЦК КПСС. 1988.№5.
[17] Юнге М. Страх перед прошлым. Реабилитация Н.И.Бухарина от Хрущева до Горбачева. М.,2003.
[18] Бухарин В.И. Дни и годы. М.,2003.