Чечев А.А.
Чечев Александр Александрович, (1899-1964), родился в Смоленске, в семье рабочего. Русский по национальности. Получил среднее образование. До 1917г. политической деятельностью не занимался. В 1918г. был мобилизован в РККА, а в ВКП(б) вступил в 1919г. В 1922г., после демобилизации, устроился на завод слесарем механосборочных работ.
В 1925г. ему предложили перейти на службу в ОГПУ. Чечев согласился, но идейным это решение назвать нельзя: зарплата там была много выше, чем на заводе. Так он и писал в письме матери. Долгое время занимал мелкие посты: надзиратель в тюрьме, оперуполномоченный, следователь[1]. В марте 1939г. А.А.Чечев был назначен начальником Соловецкой тюрьмы особого назначения. В этой тюрьме содержались те узники Соловецких лагерей, которых обвиняли в совершении новых преступлений, уже в местах лишения свободы; здесь они ожидали приговора и здесь же – если приговор был смертный – приговоренных казнили.
Весной 1939г. тюремно-лагерная система НКВД претерпевала серьезные изменения, связанные с приходом на пост наркома НКВД Л.П.Берии. Тюрьма подлежала закрытию, однако там оставались заключенные, включая тех, в отношении которых уже были вынесены, но не исполнены, смертные приговоры. Чечев организовал их «достреливание» – хотя по делам ряда из них продолжался апелляционный процесс[2]. Чечев так же уничтожал документальные доказательства прежних преступлений, а часть вещественных доказательств была вывезена в другие места[3].
За успех этой «операции» был повышен в звании до капитана, и переведен на пост начальника 2го отдела Главного тюремного управления НКВД СССР. В этой должности Чечев отвечал за этапирование заключенных к местам отбывания наказания. Многочисленные случаи гибели заключенных при перевозке от холода, либо, напротив, духоты летом, недоедания, плохой воды или вовсе ее отсутствия, отсутствия медпомощи были хорошо известны А.Чечеву, но никаких мер не предпринималось. Таким образом, Александр Чечев несет за эти случаи ответственность. В 1939-1940гг. А.А.Чечев курировал перевозку арестованных поляков из тюрем в Западной Белоруссии в Минскую тюрьму, где значительная часть из них была расстреляна. За этим «процессом» Чечев следил лично: был командирован в Минск[4].
В дальнейшем занимал посты начальника Томской спецтюрьмы УНКВД (там приводилисьв исполнение смертные приговоры, часть которых исполнял сам Чечев), начальника тюрем и лагерей таджикской ССР, замнаркома НКВД Литовской ССР. На этом последнем посту (1945-1948гг.) курировал казни литовских повстанцев; в ряде случаев – присутствовал при «исполнении»[5].
В 1948-1954гг. А.А.Чечев был начальником Степлага, где «отличился» привлечением к тяжелому труду даже заведомо больных и нетрудоспособных лиц, включая инвалидов. Также при работах не применялись практически никакие меры безопасности – результатом был огромный травматизм и множество смертных случаев. А.И.Солженицын считал, что Чечев делал это намеренно – ради высокой «оборачиваемости» контингента, т.е., практиковал, наподобие нацистов, «уничтожение трудом»[6].
С 1954г. – на пенсии. Умер в 1964г. в Москве. Был награжден Орденом Отечественной войны второй степени. Почетный сотрудник НКВД.
[1] Петров Н.В. Империя ГУЛАГ-2. М.,2012.
[2] Степанов В., Киселев А., Шарапов Э. Чекисты Сталина. М,2005.
[3] www.cultnord.ru/mUserFiles/file/sol_mon.pdf
[4] История сталинского ГУЛАГа . т.2. Карательная система: структура, кадры. М.,2004.
[5] НКВД-МВД СССР в борьбе с националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956). Сб.док. и материалов. М.,2010.
[6] Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Т.3. М.,1990. А.А.Чечева автор упоминает неоднократно, описывая его, как крайне жестокого и бесчувственного человека.