Гоглидзе С.А.

Сергей Арсеньевич Гоглидзе, (1901-1953), родился в селе Корта Кутаисской губернии в семье повара. Национальность – грузин. Получил среднее образование. В 1917г. был призван в армию, но на фронт не попал: началась революция, и часть, в которой служил Гоглидзе, развалилась. В 1918г. вступил в Красную Армию.

Гоглидзе стал членом партии большевиков в 1920г. – ему была предложена работа члена Ревтрибунала Туркестанского фронта. В органах ВЧК – с 1921г.: служил в Туркестане, затем был переведен на Украину, где служил в пограничных войсках. С погранслужбой связана и его последующая – с 1923г. – работа в Грузии, где он и познакомился с Л.П.Берией, но быстрой его карьеру не назовешь: вплоть до 1930г.[1] С.А.Гоглидзе занимал невысокие посты. Работа по охране границы включала пресечение попыток населения покинуть советскую Грузию, пресечение попыток проникновения с турецкой территории антисоветских повстанческих групп и турецких разведчиков, борьбу с контрабандой: Гоглидзе получил навыки контрразведчика. Был лично бескорыстен: не брал взяток[2]. С профессиональной точки зрения имел успехи, и Берия в 1930г. назначил его начальником политотдела управления погранохраны войск ГПУ Грузии, а в 1933г. он стал начальником Управления погранохраны и войск ГПУ Полпредства ОГПУ по ЗСФСР. С 1934г. – начальник Управления пограничной и внутренней охраны НКВД ЗСФСР и, одновременно, начальник Управления НКВД по Грузинской ССР.

В 1936г. после гибели при загадочных обстоятельствах, руководителя Абхазской АССР Нестора Лакобы, С.Гоглидзе  пытался «повернуть» расследование этого дела таким образом, чтобы обвинить в  нем шофера погибшего, Д.Кандалия, а также добыть сведения о «враждебной деятельности» погибшего и о его связях. Причины гибели Лакобы неясны до сих пор, но известно, что он занимал позицию, близкую к абхазским националистам, и своими действиями серьезно дестабилизировал межнациональные отношения в регионе.

С 1937г. – нарком НКВД Грузинской ССР, депутат Верховного Совета СССР. В 1937-1938гг. возглавлял республиканскую «Тройку» НКВД по Грузии. Следует отметить, что в Грузии размах репрессий был заметно меньшим, чем в других республиках. Истреблению подверглись, прежде всего, партийно-советские кадры, близкие к бывшей «грузинской оппозиции»: сторонникам М.Орахелашвили, Ш.Окуджавы, Б.Мдивани и другие, стоявшие на сепаратистских позициях по отношению к союзному Центру. Истреблялись и сторонники эмигрироваших лидеров грузинских меньшевиков: Н.Жордания, и прочих. Репресиям подверглись и представители  старых княжеских родов. Но вот грузинская церковь репрессивному воздействию не подвергалась[3].

В 1938г. С.Гоглидзе был переведен в Ленинград: «чистил» кадры НКВД от сторонников Н.И.Ежова, осуществлял освобождение некоторой части необоснованно репрессированных А.Литвиным, своим предшественником.

С 1939г. – кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В 1941г. С.А.Гоглидзе был направлен в Молдавию, где занимался депортацией «антисоветских элементов». С.Гоглидзе составил список на 5000 человек, но этим не ограничился, и всего с апреля по июнь 1941г. из Молдавии, Черновицкой и Измаильской областей было выслано гораздо больше народу. Депортация части населения из присоединенных к СССР в 1939-1940гг. районов была общей политикой Москвы, а вина Гоглидзе заключалсь в «ретивости» ее реализации: в 10 раз «разбухнуть» списки ссылаемых могли только по воле Гоглидзе[4].

Вместо повышения по службе был переведен на Дальний Восток, что считалось понижением. Отношения с Японией были конфликтными, С.Гоглидзе пригодился опыт пограничника. О его роли в период войны с Японией в 1945г. и последующей гражданской войны в Китае, о его деятельности в начальный период войны в Корее в 1950-1951гг. известно крайне мало: документы по этим делам до сих пор остаются секретными. Но именно там Уполномоченный МГБ СССР по Дальнему Востоку С.А. Гоглидзе получил свои боевые награды[5].

В  1951г.  Гоглидзе  перевели в Москву, и назначили первым замминистра госбезопасности С.Д.Игнатьева: так Л.Берия приобретал своего человека в окружении Игнатьева. Пытался взять под свой контроль «дело врачей», но безуспешно: уже через несколько месяцев Игнатьев «сплавил» Гоглидзе министром МГБ Узбекской ССР.  Но Берия не сдавался: в феврале 1952г. Гоглидзе вновь стал замминистра – на этот раз во главе военной контрразведки. Вновь пытался получить «дело врачей» после смещения М.Д.Рюмина в ноябре 1952г. – и вновь неудачно[6].

В марте 1953г. С.Гоглидзе назначен 3го управления МВД СССР и членом Коллегии МВД СССР. 3 июля 1953г. арестован во время командировки в ГДР.

Следствия по делу С.Гоглидзе фактически не было: обиняемому  практически не задавали вопросов. 23 декабря 1953г. Сергея Арсеньевича расстреляли, так и не предьявив ему никаких конкретных обвинений.

Его жена и дочь погибли в 1984г. при ограблении их дома уголовниками.

В 2004г. С.А.Гоглидзе был  реабилитирован по формальным основаниям: обвинения в «измене Родине» и «заговоре с целью захвата власти» суд признал голословными, а вопрос о причастности Гоглидзе к депортациям и иным преступленим в 1953г. не ставился. Материалы об участии С.Гоглидзе в депортациях были переданы в  Генеральную Прокуратуру РФ, но расследование не завершено до настоящего времени, так как из-за ухудшения  отношений между Россией и Молдовой после 2005г. российским властям политически невыгодно «будировать» эту тематику.



[1] Петров Н.В., СкоркинК.И. Кто есть кто в НКВД. 1934-1941. М.,1999.

[2] Кремлев С. Берия: лучший менеджер 20 века. М.,2010.

[3] Кремлев С. Указ.соч.

[4] Полян П. Не по своей воле. Принудительная миграция и депортация в СССР. М.,1997.

[5] Некоторые сведения об этом: Ланьков А. Корея. Неизвестная война.М.,1995, и в статье К.Везерсбай» Советские цели в отношении Кореи и подготовка корейской войны. 1945-1950.новые свидетельства из советских архивов.: www.wwics.si.edu/topics/pubs/ACFB76.pdf (на англ.яз.)