Голощекин И.И.

Исай Исаевич Голощекин (1876-1941).

Партийная кличка «Филипп», родился в г.Невель Витебской губернии. Из мещан. О его семье и национальности документальных данных практически нет.
Окончил зубоврачебную школу (1903 г.), но врачебной практике предпочел революционную: вступил в РСДРП, и сразу поддержал большевиков. Еще до революции был избран членом ЦК партии.
Вел революционную деятельность в Петербурге, Москве, неоднократно был арестован. Был в ссылке в Нарымском крае (1910-1911 гг.), а после очередного ареста в 1913 г. оставался в ссылке до самой революции. Активный участник большевистского переворота – член Петроградского ВРК (Военно-Революционного Комитета) [1].
В ноябре 1917 г. был направлен в Пермь, затем – в Екатеринбург, где занял пост секретаря Уральского обкома партии большевиков и члена Уральского областного Совета депутатов.

Активный сторонник красного террора: в июле 1918 г. стал непосредственным исполнителем решения Ленина и Свердлова о казни царской семьи, организовал сокрытие следов этого преступления. В дальнейшем – организовывал террор против уральских казаков (Уральское казачье войско не признало Советскую власть).

С августа 1918 по февраль 1919 гг. – политкомиссар 3-й армии, по июль 1919 г. – член Сибирского Бюро ЦК РКП(б). В 1919-1920 гг. – во главе Челябинского губернского ревкома: на этом посту имел (и  использовал) возможности проведения внесудебных расправ [2].
В 1925 г. был назначен секретарем Казахского краевого комитета ВКП(Б), где сразу же получил «задание» Политбюро: обеспечить «перевод казахов на оседлый образ жизни».
С 1928 г. занялся еще и вопросами проведения принудительной коллективизации в Казахстане. И те, и другие «меры» вылились в массовый террор. Казахские кочевники не раз поднимали восстания (последнее – в 1930 г.), и Голощекин подавлял их с крайней жестокостью. Сотни тысяч казахов пытались скрыться в соседний Китай, но Голощекин перекрыл границу, и приказал расстреливать всех бегущих (с применением артиллерии). Всех, кто не желал отказываться от кочевой жизни (а иначе казахов нельзя было загнать в колхозы и принудить к каторжному труду на «стройках коммунизма»), по приказу Голощекина также убивали, либо угоняли в Сибирь. Расправам подверглись и русские крестьяне и казаки, жившие по течению Иртыша: их «раскулачивали» практически поголовно [3].
В 1931 г. , в результате такой «коллективизации», в Казахстане начался небывалый голод: за зиму 1931-1932 гг. умерло около 40% населения республики [4].
Информировать Москву о масштабах бедствия Голощекин запретил, а на все сигналы о происходящем отвечал, что это – ложные слухи, пускаемые кулаками. Голодающие районы велел оцепить войсками, чтобы беженцы не могли их покинуть, и требовал от голодающих «безусловной и полной ссыпки хлеба и сдачи скота государству». В результате начались страшные вещи: людоедство и трупоедство.
К лету 1932 г. Москве стало понятно, что еще год-два правления Голощекина обернутся полным вымиранием Казахстана и параличом хозяйства этой республики (из-за голода к тому времени уже остановились работы на Турксибе, и реальной стала остановка всех строек Экибастузского бассейна и Целинограда) [5]. Голощекин был снят с работы, и остался не у дел: назначать его куда-либо еще из-за крайней одиозности этой фигуры Сталин не рискнул – подобный шаг вызвал бы всплеск антисоветских настроений в любом регионе, где бы он ни появился. В 1934 г. Голощекин был без лишнего шума выведен из состава ЦК партии. К слову – ежегодно  в Казахстане отмечают «День памяти жертв Голощекинского голода».

Окончательно избавиться от Голощекина Сталина понудило то, что он постоянно припоминал убийство царской семьи. Между тем, с конца 20-х годов было установлено негласное «табу» на эту тему: она была «неудобной» [6].
Незадолго до войны И.Голощекин был арестован, и 28 октября 1941 г. – расстрелян по приказу Л.П.Берии [7]. Никаких обвинений ему не предъявляли: расстреляли «в особом порядке», то есть, без суда и прочих «формальностей».

В 1956 г. по приказу Н.С.Хрущева, И.Голощекин был полностью реабилитирован, как «жертва преступлений Берии», восславлен в печати и публицистике, как «замечательный организатор» и «настоящий ленинец» [8], а о цареубийстве вновь заговорили, как о «революционном подвиге».
Эту кампанию свернули после снятия Н.Хрущева, но «настоящим ленинцем» Голощекин оставался до 1991 г.

1. Герои Октября. Сб.ст. М.,1967.
2. Плотников И.Ф. Во главе революционной борьбы в тылу колчаковских войск. Свердловск,1989.
3. История Казахстана. Белые пятна. Сб.ст. Алма-Ата, 1991.
4. Буровский А.М. 1937г. Контрреволюция Сталина. М.,2010. Он же: Россия, кровью умытая. М.,2011.
5. История Казахстана. Белые пятна. Сб.ст. Алма-Ата, 1991.
6. Эту тему муссировали троцкисты, считавшие убийство царской семьи «подлинно революционным актом восставшего народа». Но в народе этот «акт» был непопулярен, царя уже тогда многие считали святым мучеником: Сталин это учитывал.
7. Л.Берия представил Сталину несколько таких списков, последний из которых – в феврале 1942 г. Подобная процедура была, конечно, незаконной, независимо от того, какие деяния совершили расстрелянные по ней люди.
8. См.,  сборник «Ленинская гвардия Урала», Свердловск, 1967., – статью В.Бузунова и Е.Моисеевой «Талантливый организатор». Сборник послехрущевский, но сама статья написана еще при Хрущеве, и содержит ссылки на более раннюю хвалебную литературу о Голощекине. Также упомянуто, что статья была написана по поручению ЦК КПСС.
Следует отметить, что многие из реабилитированных Н.Хрущевым “верных ленинцев”, как Голощекин или Тухачевский,  были сторонниками массового террора и насильственного распространения коммунизма.