Каруцкий В.А.

Василий Абрамович Каруцкий (1900-1938), родился в Томске, в семье мелкого служащего. Образование – неоконченное высшее: был отчислен из Томского университета за неуспеваемость. Политикой до революции не занимался. В 1918г., с началом Гражданской войны, Василий Каруцкий поддержал белых: ушел в армию Колчака. Позднее он утверждал, что «был мобилизован», но это неправда. В 1919г., когда белые стали отступать и стало очевидно, что войну они проиграют, Каруцкий дезертировал, но пошел отнюдь не к «красным партизанам», как гласила официальная легенда, а скрывался по деревням. С приходом красных Каруцкий «легализовался», и вскоре был принят на работу в ВЧК: там требовались местные кадры, их не хватало, и на биографию кандидата особого внимания не обращали. Более того, Каруцкий получил достаточно высокий пост: замначальника Особого отдела Восточносибриского военного округа в Ируктске. Правда, занимал он его недолго: был перемещен на должность следователя Ревтрибунала 5й армии[1]. Причина была проста: Василий Абрамович показал себя в первую очередь, как «вышибатель показаний»: будучи физически очень сильным человеком, он избивал подследственных до тех пор, пока они не начинали говорить. Говорят они правду или нет, Каруцкого не интересовало. Поскольку же работа в Особом отделе требовала несколько иных качеств, его и переместили. 5я армия, куда он попал, была особой – «коммунистической»: там все командиры и почти все солдаты были членами партии большевиков, куда в 1920г. вступил и Каруцкий. «Протежировал» этой армии Тухачевский, а отличилась она «покорением Сибири». К Каруцкому на допрос ежедневно доставляли десятки людей, которых он не удосуживался даже выслушать: без разговоров избивал, а затем писал, что «данный враг сознался в своих преступлениях», даже если никаких признаний не было. В чем «преступления» состояли, Каруцкий не уточнял. Как правило, таких людей расстреливали[2].

В 1922г. Каруцкий стал начальником Приморского, затем – Амурского областного отдела ГПУ. Обстановка в этих областях была напряженной: вплоть до 1925г. продолжались боевые действия, вначале против отрядов «Земской рати» братьев Меркуровых, затем – против отрядов «зеленых» партизан на Сахалине и в Приморье. Кроме того, в соседней Маньчжурии находились казачьи отряды Семенова, не раз совершавшие налеты на советские территории и имевшие значительную поддержку жителей Амурской области[3]. Каруцкий лично руководи карательными экспедициями в Приамурье; особым репрессиям подвергались представители народности дауров, масами уходившие в Китай. Население приамурских деревень не желало сдавать хлеб комиссарам, создавало отряды самообороны. Каруцкий в Приамурье был известен своими «подвигами» не меньше, чем Лазо в Приморском крае. Но если у Лазо был всего один отряд, то Каруцкий распоряжался серьезной военной силой, поэтому жертв было намного больше. Счет идет на тысячи погибших. Урон, нанесенный хозяйству «походами» Каруцкого частично не восполнен до сих пор: сады и огороды в селах дауров вдоль Амура были ничем не хуже тех, которые существовали в Японии. Все это было уничтожено[4].

Затем некоторое время Каруцкий работал в Туркмении: председателем ГПУ. Тут основная проблема Советской власти была в нежелании кочевых туркменских племен принимать атеистический режим и объединяться в «коммуны». Следует заметить, что до революции межнациональных конфликтов туркмен и русских практически не наблюдалось: они не «пересекались» друг с другом. Теперь это изменилось, и туркмены восприняли большевистскую оккупацию как нападение русских. Задача председателя ГПУ республики в этой ситуации была не столько оперативная, сколько политическая: поиск путей решения межнационального конфликта. Каруцкий на это был не способен: он только избивать подследственных был горазд. По совету Буденного, который обстановку в регионе  знал, Каруцкого с этого поста убрали. Ему поручили «работу» знакомую ему по Сибири: начальник Особого отдела ГПУ 1й дивизии. Дивизия эта была карательной, и «прославилась» массовыми расстрелами в районе Красноводска.[5] Как правило, приговоры подписывал Каруцкий.

В конце 1920х Каруцкого перавели в Казахстан, полномочным представителем ОГПУ. Сблизился с тогдашним главой Казахстана Голощекиным, и наряду с ним несет ответственность за голодомор в этой республике: Каруцкий препятствовал информированию Москвы о реальном положении дел и выделял отряды войск ОГПУ для подавления протестов голодающего населения. После смещения Голощекина его переводили с места на место, а затем по инициативе Заковского первели в центральный аппарат ГУГБ НКВД СССР – начальником 3го отделения Секретно-политического отдела. Последовательно занимал посты замнаркома НКВД БССР, начальника УНКВД по Смоленской и Московской области, замначальника 4го отдела ГУГБ НКВД СССР, члена коллегии НКВД СССР. Комиссар госбезопасности 3го ранга. Во всех этих местах Василий Каруцкий содействовал максимальной интенсификации репрессий, особенно в БССР. Но в апреле 1938г. его покровитель Леонид Заковский был арестован. Каруцкий полагал, что вслед за ним будут арестованы и практически все люди из его окружения, в том числе и он[6]. Не дожидаясь ареста, 13 мая 1938г. Каруцкий застрелился[7]. Расследования по этому факту не было, «врагом народа» его никто не объявлял[8]. Был похоронен с воинскими почестями. Семья Каруцкого никаким репрессиям не подвергалась[9].

Был награжден Орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени и двумя знаками «Почетный чекист».

[1] Скоркин К.В., Петров Н.В. Кто руководил НКВД. 1934-1941. М.,1999.

[2] Фельштинский Ю.Г., Чернявский Г.И. Красный террор в годы Гражданской войны в России. Лондон. 1992.

[3] Ципкин Ю.Н. Белое движение в России и его крах. 1917-1922. М.,2000.

[4] Кирмель Н.С. Белогвардейские спецслужбы в Гражданской войне. 1918-1922. М.,2008.

[5] Волков С.В. Почему РФ – не Россия. Невостребованное наследие империи. М.,2010. Автор очень подробно раскрывает картину межнациональных отношений того времени, в т.ч., в Центральной Азии, и роль большевиков  в их негативном изменении.

[6] Василий Абрамович заблуждался: у  Л.М.Заковского против него никаких показаний никто не требовал. Смещать Каруцкого с работы  никто не собирался, Сталин был им вполне доволен, т.к. Каруцкий стал наводить в Москве порядок  и пересматривать дела незаконно арестованных, особенно специалистов. Просто – не выдержали у человека нервы…

[7] Умер несколько часов  спустя в больнице. Его пытались  спасти, но безуспешно.

[8] Папчинский С.,Тумшис А. Щит, расколотый мечом. НКВД против ВЧК. М.,2010. (изд.2)

[9] И.В.Сталин даже назначил его жене пособие.