Косарев А.В.
Александр Васильевич Косарев, (1903-1939), родился в Москве, в семье рабочего. Очень рано остался без отца, и в 9 лет был вынужден пойти работать. Получил лишь начальное образование: на большее у матери не было денег. С 1914г. – работал на трикотажной фабрике. В 1917г. примкнул в созданный большевиками «Союз рабочей молодежи», а в ноябре 1918г. – в только что созданный ВЛКСМ. В октябре 1919г. Косарев вступил в РКП(б). От призыва в РККА уклонился, сославшись на плохое здоровье. В 1923г. – секретарь Бауманского райкома ВЛКСМ, с й924г. – первый секретарь пензенского губкома ВЛКСМ. В 1926г. активно поддержал Сталина в борьбе с троцкистско-зиновьевской оппозицией, и вскоре был избран в КЦ ВЛКСМ, а в марте 1927г. стал секретарем ВЛКСМ, одновременно был избран членом ЦКК ВКП(б). С марта 1929г. Косарев – генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ. Член ЦИК СССР, член ЦК ВКП(б), депутат Верховного Совета СССР.[1]
Косварев отличился не только быстрой карьерой, но и активным участием в развертывании репрессий в СССР. Так, с подачи Косарева в 1929-1933гг. ВЛКСМ проводил оголтелую антирелигиозную кампанию: комсомольцы глумились над иконами, жгли церковные книги, оскверняли храмы, превращая их в места для отправления «естественных нужд», срывали религиозные процессии. Косареву принадлежит «идея» проведения «комсомольских пасх», во время которых подвергались публичным оскорблениям и издевательствам священники и монахи, верующие.[2] Косарев санкционировал вскрытие мощей святых для «доказательства» того, что «они не святые». Кроме понятного возмущения верующих это ни к чему не приводило, но Косарев был уверен, что делает «благое для революции дело». Инициировал закрытие церквей «по требованию молодежи». Этим дело не ограничивалось: Косарев требовал от вступающих в ВЛКСМ отречения от религии, а если их родители были верующими – и от них тоже. Комсомольцы, остававшиеся верующими, рисковали пойти под суд. Косарев обязывал членов ВЛКСМ доносить на тех, кто остается верующим или посещает церковь или отправляет религиозные обряды[3].
С началом «коллективизации» в деревню поехали тысячи «комсомольских выдвиженцев». Списки «выдвиженцев» согласовывали с Косаревым. Помимо искренних энтузиастов развития села, среди них было куда больше фанатиков «коммунизма», силой гнавших крестьян в колхозы и заваливавших местных чекистов доносами на «кулаков» и «подкулачников». Косарев поощрял тех из них, кто проявлял наибольшее «рвение»[4].
Инициировал кампанию отречения детей от репрессированных родителей. Отказ мог стоить не только исключения из ВЛКСМ, но и свободы, и даже жизни. Это вызвало такое недовольство, что Косарева осадило ЦК ВКП(б)[5]; Сталин вообще считал .ту кампанию крайне вредной и настаивал на ее свертывании, но он остался тогда в меньшинстве.
Косраев участвовал в расследовании обстоятельств убийства Кирова, и с самого начала уверял, что «во всем виноваты Зиновьев и Каменев», хотя ни Сталин, ни НКВД таких скоропалительных заявлений не делали.
В 1937г. Косарев во время голосования в ЦК ВКП(б) был одним из немногих, проголосовавших за расстрел Бухарина и его сторонников[6]. В 1938г. Косарев также требовал расстрела маршала Егорова, инициировал «чистки» в ВЛКСМ: существование прекратили целые областные организации комсомола.
Косарев проявлял чрезмерные политические амбиции: считал, что в ЦК «голос комсомола недостаточно слышен», и высказывался от имени ВЛКСМ по любому мало-мальски значимому вопросу – даже если не имел чего сказать. Сталин считал, что ВЛКСМ должен быть столь же рядовым «приводным ремнем» государственной машины, как, допустим, Совет колхозов или потребкооперация. Деятельность ВЛКСМ за пределами патриотического воспитания, военной и физической подготовки и организации досуга молодежи, а также трудовой практики Сталин считал недопустимой[7]. К тому же, Косарев стал раздувать собственный культ личности, притом весьма гротескный: его портреты в несколько метров размером вывешивались во всех учреждениях, на улицах и площадях, его непременно включали в «почетный президиум» всех молодежных мероприятий, даже если это был шахматный турнир, его речи цитировались по делу и без дела, а сборники его «сочинений» выходили тиражом больше сталинских[8]. Если Иосиф Виссарионович выступал публично лишь в случае крайней необходимости, и всегда предельно кратко[9], то Александр Косарев «толкал» многочасовые речи по поводу и без повода.
22 ноября 1938г. Косарев был снят с работы решением 7 Пленума ЦК ВЛКСМ за личную нескромность и злоупотребления служебным положением. Свою вину признавать отказался, дерзил присутствовавшему на заседании Сталину[10]. А 28 ноября 1938г. Косарева арестовали. Содержался в Лефортовской тюрьме. Был обвинен в причастности к массовым необоснованным репрессиям и в «троцкизме», в злоупотреблении властью. Кроме «троцкизма», обвинения, предъявленные Косареву, соответствовали действительности. Частично признал свою вину. 23 февраля 1938г. Косарев был расстрелян.
В 1954г. был полностью реабилитирован и восстановлен в КПСС.
Была арестована и его жена, М.В.Нанейшвили – отбыла 10 лет лишения свободы. Дочь, Е.А.Косарева, арестована в 1947г., сослана в Норильск, реабилитирована в 1954г.
Имя А.В.Косарева увековечено в названиях улиц многих городов – Гомеля, Москвы, Минска, и других. В годы «перестройки» Косарев изображался «невинной жертвой сталинизма».
[1] //Аврора. 1988.№10.
[2] Трущенко Н.В. Косарев. М.,1989.
[3] Маршалье Б. Вскрытие мощей святых в первые годы Советской власти. 1918-1932. М.,1995., Также см.: //Независимая газета. 30.10.2002.
[4] //Знание. Понимание. Умение. 2008.№6.
[5] Олещук Ф.Н. 10 лет Союза Воинствующих Безбожников СССР. М.,1936.
[6] Сам И.В.Сталин при голосовании воздержался. Против расстрела высказался даже Н,С.Хрущев. Интересно, что были казнены все, кто голосовал за расстрел: А.В.Косарев, С.В.Косиор,Я.Э,Рудзутак,В.Я.Чубарь.
[7] Павлова И.В. Механизм принятия решений в системе сталинского социализма. Новосибирск, 2000.
[8] К слову сказать, свои статьи и выступления, брошюры И.В.Сталин всегда писал сам. За Косарева это делали референты, которых он завел несколько десятков.
[9] Ни одно выступление И.В.Сталина не длилось дольше 20-30 минут. Он всегда «укладывался» в регламент. О его соперниках этого не скажешь: к примеру, Г.Е.Зиновьев на 14 съезде ВКП(б) выступал 6,5 часов – с перерывом на обед. За это время Сталин успел встретиться с американским сенатором, с группой инженеров-металлургов, провести совещание в наркомате обороны и даже съездить домой, – а Зиновьев все еще выступал…
[10] Иосиф Виссарионович не отвечал публично даже на явное хамство оппонента. Практически нет свидетельств того, чтобы он хотя бы повышал на кого-то голос…