Красин Л.Б.

Леонид Борисович Красин, (1870-1926), родился в г.Курган, Тобольской губернии, всемье полицейского чиновника. Из дворян. Русский по национальности. Получил высшее образование: окончил Санкт-Петербургский технологический институт, затем – Харьковский технологический. Рано заинтересовался политикой: участник нелегальных студенческих кружков. В 1891г. был арестован за организацию несанкционированного митинга, затем – отправлен в армию. В 1892г. вновь был арестован – за неповиновение командиру и неоднократные нарушения воинской дисциплины. В 1894г. его уволили из армии и выслали в Крым под надзор полиции. В 1895г. вновь был арестован – за изготовление листовок экстремистского содержания, и сослан в Иркутск[1]. Но уже в 1897г. его вновь освободили и направили под надзор полиции в Баку, где Красин немедленно создал нелегальную типографию: организовал печатание газеты «Искра», с аналогичным содержанием. В 1904г. поступил на службу к известному фабриканту Морозову, и стал «связным» между ним и партией большевиков, на нужды которой получал от Морозова по 2 тыс.руб. в месяц[2]. С 1903г. – член ЦК РСДРП(б), в 1905г. – заместитель председателя съезда большевиков в Лондоне, где вместе с Лениным предложил резолюцию о вооруженном восстании. 9 января 1905г. во время трагических событий в Петербурге (известных, как «кровавое воскресенье»), Красин принимал участие в провоцировании вооруженного столкновения: подобранные им боевики обстреливали с крыш домов и солдат, и демонстрантов; одновременно в толпе на улице люди Красина кричали, что «царские палачи стреляют в народ» и подстрекали к прорыву войскового оцепления. В конце 1905г. Красин возглавил т.н. «Боевую техническую группу при ЦК РСДРП(б)»: занимался формированием «боевых дружин» и их снабжением оружием. Один из основных организаторов так называемых «экспроприаций» – ограблений банков для получения денег на «нужды партии». Одна из самых известных проведенных Красиным «акций» – ограбление Тифлисского казначейства, где было похищено 250 тыс. рублей[3]. Мало того – Красин организовал и размен за рубежом похищенных ассигнаций. Один из его подручных был известный уголовник Камо. В 1908г. пытался организовать восстание солдат в Свеаборге, но был арестован, уплатил крупную взятку, и ему позволили выйти «за недостатком улик». Уехал в Италию, где надолго отошел от политической деятельности, работал управляющим ряда крупных немецких фирм. В 1913г. вернулся в Россию – уже будучи генеральным представителем компании «Сименс и Шуккер», был управляющим Барановичского порохового завода[4].

К большевистскому перевороту вначале отнесся негативно, пытался добиться создания единого социалистического министерства, но в декабре 1917г. вошел в состав Совнаркома: участник переговоров с немцами в Брест-Литовске: урегулировал «финансовые претензии» немецкой стороны к РСФСР, согласившись на фактическое ограбление страны под видом баснословного размера контрибуции. Так, Германии передавалась значительная часть хлебных запасов, сотни тысяч голов скота, и т.д., а в денежном отношении Красин согласился уплатить 5 млрд. рублей золотом только за 1918г., общая же сумма контрибуции превышала 20 миллиардов рублей золотом. Платежи исправно проводились вплоть до краха Германии в ноябре 1918г[5]. Причем, уступки Красина не были вызваны особым давлением немцев: у него было поле для маневра. За это Красина назначили председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению РККА. «Организовал» это снабжение Красин «просто»: тотальными конфискациями продовольствия и предметов снабжения, что быстро вызвало катастрофическую нехватку товаров и продуктов. Но до армии конфискованное редко доходило, в основном оседая на» черном рынке». Красину было об этом известно, но он не реагировал[6]. В марте 1919-декабре 1920г. Красин был наркомом путей сообщения. Положение железных дорог было критическим: они были на грани остановки, особенно мешала нехватка топлива и развал мастерских по ремонту паровозовагонного состава. Железнодорожники уходили с работы, не видя в ней смысла, т.к. не получали никаких денег, а на карточки нельзя было прокормиться. Красин пошел по пути «чрезвычайщины»: ввел принудительную мобилизацию на железные дороги, отказывавшихся расстреливали. При железной дороге были свои, «транспортные, ЧК, и фактически там командовал Красин. Отказ паровозных бригад выходить на работу расценивался, как саботаж и карался расстрелом. Для заготовки топлива Красин приказал отбирать запасы дров у населения окрестных деревень и разбирать избы, если люди откажутся идти валить лес. Проблема была в том, что много где местность была безлесная. В таких местах Красин приказал валить на топливо телеграфные столбы и разбирать шпалы со вторых путей. В результате такой «работы» целые губернии остались не только без железных дорог, но и без связи. В этом он обвинил очередных «саботажников» – в наркомате связи, а те, в свою очередь, обвинили его самого. Ленин нашел «компромисс»: уволил Красина.

В 1920-1923гг. Красин – полпред РСФСР в Великобритании. В 1923г. был назначен наркомом внешней торговли СССР. Выступал за широкое привлечение иностранных инвестиций в советскую промышленность. Интересно, что особенно «продвигал» он интересы британских фирм, в частности, «Бритиш Петролеум», а также немецкой фирмы, где он раньше работал – «Сименс- Шуккарт». Последнее можно понять: с ее владельцами он был знаком, но вот его симпатии к «Бритиш Петролеум» понять сложнее. Кроме того, Красин считал возможным вернуть часть предприятий прежним собственникам. Считал нужным создавать свободные экономические зоны. Подобная эволюция взглядов выглядит необычно для большевистского лидера. Рекомендации Красина вызвали резкую критику в Политбюро, особенно со стороны Зиновьева: большинство Политбюро считало, что результатом может стать «отход от идеалов социализма». Характерно, что на стороне Красина в этой дискуссии выступали Дзержинский и Сталин[7].

В 1924г. Красин стал членом ЦК ВКП(б). Выступил инициатором сохранения тела Ленина: как раз по его предложению и был построен Мавзолей. Есть свидетельства, что Красин верил в воскрешение силами науки и техники «великих исторических личностей», и считал возможным достижение бессмертия[8]. По ряду данных, Леонид Борисович был членом нескольких оккультных сект, существовавших под «крышей» ВЧК и имевших выход на масонские ложи за рубежом. Был ли сам Красин масоном – пока неясно[9].

В 1926г. Красин скоропостижно скончался в Лондоне. Обстоятельства смерти не известны. Тело Красина было кремировано, и захоронено в Кремлевской стене.

Именем Красина названы улицы в различных городах страны (в том числе, в Витебске), два ледокола и много промышленных предприятий.

Дети и внуки Красина от первого брака – граждане Франции и Великобритании, принадлежат к известным дворянским семьям Де ла Вижери и Хариссон, стали очень состоятельными людьми. Дочь от второго брака – Тамара Леонидовна (в замужестве – Тарасова) – известный киновед и кинокритик. Брат Красина – Герман Борисович, доктор технических наук, умер в 1947г., еще один брат – Борис Борисович – композитор и музыковед, умер в 1936г.

[1] Кузьмин А. Когда Тобол был могучим. Курган,2011.

[2] //TheNewTimes №16-17, 27.04.2009.  (авт. Тополянский В. На рус.яз)

[3] О Коннор Т.Э. Инженер революции. Леонид Красин и большевики. М.,1993.

[4] Копылов В.Е. Окрик памяти. Кн.2. Тюмень,2001.

[5] Карпова Р.Ф. Л.Б.Красин – советский дипломат. М.,1962. О подобных ничем не оправданных уступках Красина Германии  там сказано безо вского смущения.

[6] //Вопросы истории. 2009,№2. ,№3. Отрывки из воспоминаний Г.А.Соломона.

[7] Генис В.Л. Неверные слуги режима.  Первые советские невозвращенцы. М.,2009.

[8] Оккультные тайны НКВД и СС. М.,2007.

[9] Хромов С.С, Леонид Красин. Неизвестные страницы биографии. 1920-1926гг. М,2001.