Лангфанг А.И.

Александр Иванович Лангфанг (1907-1990), родился в г. Брест, в семье рабочего- железнодорожника. Семья Лангфангов – французская по происхождению: его предки остались в России после походов Наполеона. Но к 20в. семья полностью обрусела. Получил среднее образование, сменил целый ряд рабочих профессий: был бетонщиком, прядильщиком, затем служил в армии. С 1926г. – член ВАКП(б). Его выбор не был связан с политикой, о чем позднее писал и он сам в своих воспоминаниях: он хотел улучшить свое материальное положение, что было возможно лишь путем вступления в правящую партию. В органах ОГПУ – с 1931г. До 1936г. занимал незначительные посты, а затем был назначен помощником начальника 9го отделения 3го отдела (контрразведка) ГУГБ НКВД СССР. Скоро стал секретарема партбюро отдела. В его ведении находились дела тех партийных «бонз», которые подозревались в причастности к работе иностранных спецслужб, либо в казнокрадстве в особо крупных размерах1. Среди его подследственных – замнаркома иностранных дел Н.Н.Крестинский, который был на допросах подвергнут пыткам – особенно после того, как попытался на судебном процессе отрицать свою вину (ради этого в судебном заседании был сделан перерыв). Лангфанг не «марал руки» лично: у него была команда «исполнителей», подобранных им самим. Еще один его подследственный – О.А. Пятницкий, крупный деятель Коминтерна, причастный к организации Г.Е.Зиновьевым «оффшорной зоны» по перекачке российских денежных средств и ценностей на счета в западных банках, связанный с немецкой и французской разведками (чего не отрицал даже его сын в написанных уже после 1991г. Мемуарах). Еще один «фигурант» – В.А.Кнорин (родственник В.Г.Кнорина), начальник отдела международных связей Коминтерна Б.Мельников (на следствии было установлено, что он являлся еще с дореволюционных времен агентом британских спецслужб – и до сих пор не было никаких попыток опровержения этих сведений), руководитель КИМ (Коминтерн моложежи ) В.Чемоданов (он обвинялся в хищениях, а «диверсии и троцкизм» к нему «приписали» уже задним числом), одного из лидеров эстонских террористов Я.Анвельта (его обвиняли в подготовке терактов в СССР), одного из кураторов китайской компартии Г.Крымова (в Китае он «проходил», как Го Чжаотан) – этого обвиняли в хищениях таких сумм, что его дело не рассекретили по сей день – только преамбулу2. В 1938-1940гг. А.Г.Лангфанг был замначальника следчасти 3го отдела ГУГБ НКВД СССР. На допросах не стеснялся в «мерах»: запиравшихся приказывал бить, «пока не сознается». При этом с прочими обвияемыми – теми, кто не попадал под категорию «террористов и диверсантов» вел себя лояльно, и, если видел, что человек арестован вовсе зря – предлагал «взять на себя анекдот» – сознаться в деле, которое малозначимо, и получить 1-3 года лишения свободы. Он даже правил тексты протоколов допроса, в случае, если человек признавался в «не том, что надо». Конечно, он тем самым нарушал закон – но это все же было лучше, чем если всех этих людей казнили бы, как «троцкистов».

В 1940г. – начальник следчасти ГУГБ НКВД СССР, сблизился с Л.Е.Влодзимирским, пользовался доверием Берии. В 1940-1941гг. – в «спецкомандировке» в Греции: занимался организацией коммунистического подполья в этой стране. Греция была оккупирована немцами, так что действия Лангфанга были адекватными интересам не только СССР, но и натифашистских сил в целом. В 1942г. – на «спецзадании» в Монголии (о его сути несложно догадаться – СССР готовился к войне и с Японией тоже). В 1944-1946гг. – на «спецработе» в Синцзяне (провинция Ки тая): организовывал советизацию этого региона, в т.ч. – курировал репрессии против белой эмиграции (в Синцзян бежали от большевиков многие тысячи людей, не только служивших в белых армиях, но и казаков, и крестьян), против мусульманского духовенства (Синзцян – территория ислама). Очень часто «работа» Лангфанга выливалсь в настоящие боевые операции с сотнями убитых мирных жителей.

В 1946г. А.И.Лангфанг по неясным причинам пытался покончить с собой – выстрелом в сердце. Официально причиной случившегося был назван семейный скандал, но доказательств тому нет.3 До 1952г. находился в госпитале, затем – в резерве МГБ. В 1952-1954гг. сменил несколько должностей в аппаратре МГБ (в частности – был одним из советников в КНР), а в авагусте 1955г. был неожиданно уволен из «органов» по «фактам дискредитации звания», и в 1956г. был лишен всех наград и званий (на тот момент он был генерал-лейтенантом). 4 апреля 1957г. А. И.Лангфанга арестовали, и 9 сентября 1958г. Он был осужден к 15 годам лишения свободы за применение недозволенных методов следствия, пыток, фальсификацию уголовных дел и производство необоснованных арестов. Виновным себя не признал, все обвинения считал политически мотивированными – он в 1953г. отказался осудить «врага народа Берия». Срок заключения отбыл полностью: был освобожден в 1972г. Ему не раз предлагали писать прошения о помиловании, но он категорически их отклонял. В заключении вел себя непримиримо: отказывался сотрудничать с администрацией, постоянно подвергался взысканиям за это. Пользовался уважением и политических, и уголовных заключенных – для бывшего чекиста это большая редкость4.

Умер А.И.Лангфанг в 1990г., в Москве. Автор «Записок», вышедших в 2011г.


1 Дегтярев К., Колпакиди А. Внешняя разведка СССР. М.,2009.

2 Пятницкий В.О. Осип Пятницкий и Коминтерн на весах истории. М.,2008.

3 Панцов А. Мао Цзе-Дун. М.,2009.

4 Лангфанг А.И. Записки. М.,2011.