Лазо С.Г.

Сергей Георгиевич Лазо, (1894-1920), родился в селе Пятра Бессарабской губернии (ныне – Республика Молдова). Из дворян. Образование – неоконченное высшее: учился на физико-математическом факультете Московского университета, но был отчислен за неуспеваемость. Тогда С.Г.Лазо решил поступить на военную службу: окончил Алексеевское пехотное училище и был произведен в офицеры. В 1916г. был зачислен в запасной полк в Красноярске, на фронт не попал. Тогда же он увлекся революционными идеями: сблизился с партией эсеров, стал вести антивоенную пропаганду среди своих солдат. Попал под следствие, но до суда дело не дошло: началась революция. В марте 1917г. С.Лазо во главе группы солдат арестовал красноярского губернатора Гололобова, начальника жандармского управления, председателя окружного суда, прокурора, полицмейстера. Стал членом Бюро Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов. Устроил в Красноярске повальные обыски и самочинные аресты «сторонников старого режима». Все  это делал человек, совсем недавно протестовавший «против тюрем и произвола». Его сообщником в этих делах были известный до революции доктор В.М.Крутовский и адвокат Я. А.Дубровинский[1].

Участник 1го Всероссийского съезда Советов, во время которого вступил в партию большевиков: его привлек радикализм речей Ленина и Троцкого. В октябре 1917г. С.Г. Лазо – руководитель вооруженного захвата власти большевиками в Иркутске: по его приказу был арестован комиссар Временного правительства, командующий военным округом, захвачены банки и госучреждения, вокзал, блокированы выезды из города. Создал отряд Красной гвардии, в состав которого зачислял дезертиров, не желавших на фронт, выпущенных им из Иркутского централа уголовников и китайцев-хунхузов[2]. Чинимый С.Лазо произвол: повальные аресты, обыски и конфискации, расстрелы за «сочувствие буржуазии» вызвали общее недовольство, которое вылилось в антибольшевистские выступления 26-29 декабря 1917г.,  подавленные С.Лазо военной силой. После этого Лазо объявил себя  комендантом Иркутска и начальником гарнизона[3].

С января 1918г. –  в составе РККА и на службе в ВЧК, член Центросибири, командующий войсками Забайкальского фронта. Воевал с казачьими отрядами Г.М.Семенова в Приамурье. Осенью 1918г., после свержения большевистской власти в Сибири, С.Г,Лазо стал организатором  там коммунистического вооруженного подполья. В политическом отношении подчинялся И.Н.Смирнову, по поручению Троцкого координировавшего большевистское подполье по всей Сибири, в военном – В.К.Блюхеру[4], а нередко получал прямые директивы из Москвы от Ленина и Троцкого. Член Дальневосточного обкома партии большевиков, с весны 1919г. – командующий  партизанскими отрядами красных по всему Приморскому краю. Начальник Военно-революционного штаба по подготовке захвата большевиками власти в этом регионе[5].

Деятельность отрядов Лазо была открыто террористической: он был сторонником «стратегии устрашения», так как понимал, что население Дальнего Востока не поддерживает красных. Его «фирменным почерком», было сожжение военнопленных и «буржуев» живьем или закапывание живыми в землю[6]. Для этих целей Лазо держал при себе группу «исполнителей» из числа китайцев-хунхузов. Садизм Лазо, его жестокость вошли в легенды. Число жертв  его отрядов не поддается учету: еще и теперь находят массовые захоронения (под Владивостоком, Находкой, Хабаровском).

31 января 1920г. С.Г.Лазо организовал большевистский  переворот во Владивостоке, свергнув краевое правительство С.Н.Розанова и сформировав «Приморскую областную земскую управу». 6 марта 1920г. Лазо стал заместителем председателя Военного совета и членом Дальбюро ЦК РКП(б). В захваченном Владивостоке по приказу Лазо за несколько недель было расстреляно около 5 тысяч человек, город превратился в западню: люди Лазо воспрещали его покидать, расстреливая беженцев. Его ближайшими подручными в деле террора были А.Н.Луцкий и В.М.Сибирцев[7].

Но удержать Владивосток красные не смогли: их выбили оттуда крестьянские ополченцы «Земской Рати» братьев Меркуровых, а затем город заняли японские войска. 5 апреля 1920г. Лазо был захвачен в плен крестьянским отрядом Г.Бочкарева и передан японцам для суда: по факту массовых расстрелов во Владивостоке японцами было возбуждено уголовное дело[8].

Лазо судил военный трибунал, ему предъявили обвинения в пытках, казнях гражданского населения и в отдаче заведомо преступных приказов. Суд велся с соблюдением общепринятых юридических норм, включая право на защиту. Свои поступки Лазо «объяснил» «интересами мирового пролетариата». В конце мая 1920г. Лазо расстреляли, а его труп кремировали[9]. Суды над его сообщниками продолжались до 1922г.

Коммунистическая пропаганда пустила легенду о том, что Лазо «сожгли живьем в топке паровоза», приписав японцам поступки самого Лазо. До настоящего времени в Уссурийске стоит в качестве памятника «тот самый» паровоз, хотя в серию паровозы этого типа пошли лишь в годы Второй мировой войны[10].

В начале 2000х годов по инициативе активистов  КПРФ Генеральной Прокуратурой России рассматривался вопрос о признании Лазо «жертвой японских оккупантов». Однако в реабилитации Лазо отказали, так как он был осужден за уголовные преступления, а не за принадлежность к партии большевиков.

Именем С.Лазо названы улицы многих российских городов, но восхвалять его прекратили.



[1] www.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3540000/3540256.stm «Дальнему Востоку возвращают непридуманную историю». Также: www.bk55.ru/magazine/archive/2007/45/4173/

[2] Хунхузы – люмпенизированная  часть населения северной Маньчжурии, особенно Приамурья. Промышляли контрабандой, браконьерством, торговлей опиумом и женьшенем, были тесно связаны с «триадами» (китайской мафией), где использовались, как наемники.

[3] «Тайны «красного Дон-Кихота» www.gipanis.ru/?level=224&type=page&lid=207

[4] До ареста В.К.Блюхера этот факт не скрывался, а его указания о расправах с «врагами революции», адресованные Лазо, даже рекламировались. См.,напр.: Сергей Лазо. Воспоминания и документы. М.,1938.

[5] Рейхберг Г.Е.,Шурыгин А.П. Сергей Лазо: воспоминания и документы. М.,1985.

[6] Буровский А.М. Россия, кровью умытая. М.,2009.

[7] История Дальнего Востока России. Владивосток. 2004.

[8] В Японии эта история всегда была известна исследователям. В России же архивные документы на этот счет были рассекречены лишь в 1996г., и то частично.

[9] www.newsru.com/arch/cinema/29jun2004/sov_history.html «Пересмотр советской истории: Сергея Лазо в топке не сжигали.

[10] Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. М.,1995. Из того же разряда – легенда о «сердце Бонивура», по мотивам которой  был снят  художественный фильм и написана книга.

Легенды коммунистической пропаганды о Лазо и «Бонивуре» см.: Лазо О.А. Народный герой С.Лазо. Иркутск,1957., Крушанов А.И. этих дней не смолкнет слава. Владивосток,1966., и так далее.