Листенгурт Р.А.
Рафаил Александрович Листенгурт, (1902-1940), родился в Москве, в семье крупного предпринимателя. Получил среднее образование. До свержения монархии политикой не интересовался. К Октябрьскому перевороту отнесся негативно, в начале 1918г. уехал на Дон, чтобы примкнуть к противобольшевистскому отряду генерала С.Л.Маркова, знакомого его отца, но Марков вскоре погиб, и Листенгурт уехал домой.А в 1919г. он уже вступил в РКП(б), с 1920г. – в органах ВЧК. Отец его к тому времени уехал во Францию, и больше они не встречались[1].
До 1931г. Рафаил Александрович работал в экономических подразделениях ВЧК-ОГПУ, и в 1931г. его назначили помощником начальника Экономического отдела представительства ОГПУ на Северном Кавказе, а вскоре после этого – перевели начальником Экономического отдела ОГПУ на Урал. Основной «задачей» Листенгурта на Урале была «ликвидация нэпманов» – мелких и средних предпринимателей, слой которых образовался за предшествующее десятилетие. Листенгурт разрабатывал систему «индивидуального налогообложения», а также систему штрафов и конфискаций имущества по надуманным предлогам; малейшая ошибка в отчетности или в оформлении документов влекла судебную ответственность. Очень часто, как «нэпманы» репрессировались и обычные крестьяне, пытавшиеся что-то продавать со своих участков. «результатом» работы Листенгурта стало повсеместное закрытие рынков – даже колхозных – из-за арестов торговцев, и серьезный дефицит продуктов питания – при том, что ранее Урал не только обеспечивал себя сам в продовольственном отношении, но и поставлял продукты в другие регионы страны. «Усердие» Листенгурта заметили, и он пошел на повышение: на аналогичный пост в Московской области, а вскоре – замначальника УНКВД по Калининской и Горьковской областям[2]. Его приблизил к себе М.П.Фриновский, и стал направлять в «командировки» в различные регионы для подхлестывания репрессий. Так, в сентябре 1937г., Фриновский взял Листенгурта с собой в поездку на Дальний Восток; вместе с ним также поехали следователи Лулов и Ушаков. По дороге они устроили между собой «соревнование» – кто больше подпишет расстрельных приговоров. «Соревнование» велось под музыку, в присутствии женщин легкого поведения и сопровождалось обильным употреблением спиртного. За пять дней поездки Рафаил Листенгурт подписал 20000 смертных приговоров. Ушаков и Лулов от него в этом «деле» заметно «отстали». Был произведен в майоры госбезопасности. Будучи замначальника УНКВД по Горьковской области, Р.А.Листенгурт, вместе со своим непосредственным начальником, И.Я.Лаврушиным, и начальником следственной части С.В.Райснером, практиковал необоснованные массовые аресты, активно фальсифицировал уголовные дела, лично принимал участие в избиениях и пытках подследственных.[3] Подача жалоб в вышестоящие инстанции с их стороны Листенгуртом пресекалась. Со временем Рафаил Александрович стал сильно пить, и на работу выходил чаще всего в нетрезвом виде, в таком же виде он проводил и допросы арестованных, а приговоры (вместо члена Горьковской областной «тройки» Лаврушина, который почти не выходил из запоев) Листенгурт утверждал чаще всего во время очередного «банкета» в компании проституток. Пользовался покровительством Первого секретаря Горьковского обкома ВКП(б) П.П.Постышева, а затем – Ю.М.Кагановича, пришедшего ему на смену. Ю.М.Каганович также активно участвовал в репрессиях, как и председатель облисполкома А.Н.Буров[4].
Но в 1938г. карьера Р.А.Листенгурта завершилась: он вначале был переведен начальником Верхне-Волжского параходства, затем – уволен из органов НКВД, а 17 октября 1938г. его арестовали. Следствие по делу Р.А.Листенгурта вел лично Л.Е.Влодзимирский, ему предъявили обвинение в массовых необоснованных арестах, пытках и противозаконных казнях, а «заодно» – в «шпионаже» в пользу Англии. Последнее обвинение было ложным, но по остальным пунктам Р.А.Листенгурт виновным себя признал полностью: доказательств хватало.
23 февраля 1939г. Рафаил Александрович Листенгурт был расстрелян .
10 января 2013г., решением Главной военной прокуратуры Российской Федерации Р.А.Листенгурт был полностью реабилитирован. Доказательства вины Листенгурта, по неизвестным нам причинам, прокуратура рассматривать не стала.