Михеев А.Н.

Анатолий Николаевич Михеев, (1911-1941), родился в Арахангельске, в семье рабочего. Получил военно-инженерное образование (в 1932г. окончил военное училище в Лениграде, затем –Военно-инженерную академию им. Куйбышева). В 1939г. А.Н.Михеев получил предложение перейти на работу в военную контрразведку: его заметил В.С.Абакумов – после «кадровых чисток» в военной контрразведке возникли ощутимые «бреши». Михеев привлек к себе внимание дисциплиной, решительностью и готовностью выполнять любые приказы, к тому же он был лично бескорыстен и не замешан в каких-либо коррупционных делах. В том же году Анатолий Николаевич получил назначение в Орловский военный округ, начальником Особого отдела НКВД[1]. Как раз тогда там шли «чистки» лиц, причастных к команде Н.И.Ежова. Михеев принял в них самое активное участие, причем, часто его собственные действия были незаконными – признания добывал избиением арестованных и угрозами расправы с их семьями. А лица, привлекаемые как свидетели, у Михеева обычно сами превращались в обвиняемых. За это был повышен в должности: стал начальником Особого отдела НКВД Киевского военного округа. В это время – после «освободительного похода» в Польшу – начался демонтаж так называемой «линии Сталина» – линии укреплений на старой границе СССР. А.Н.Михеев забил тревогу: в случае новой войны на западе, при глубоком прорыве противника на советскую территорию, его нечем было бы задержать, а укрепления на новой границе – «линия Молотова» – строились так, что их невозможно было оборонять[2]. Занимался этим Г.К.Жуков, и Михеев писал в Москву докладную за докладной, но безрезультатно: дело было не в личной инициативе Жукова, а в советской военной стратегии, попросту не предусматривавшей оборону. Тем не менее, А.Н.Михеев был вновь отмечен: в августе 1940г. его перевели в центральный аппарат ГУГБ НКВД СССР, начальником Особого отдела. А в начале 1941г. он стал начальником 3го Управления Наркомата обороны и ему было присвоено звание комиссара госбезопасности 3го ранга. Для его возраста – неполных 30 лет – почти «вертикальный взлет».

А.Н.Михеев был приближен Л.П.Берией, неоднократно встречался и с самим И.В.Сталиным, который быстро проникся к нему уважением. Именно А.Н.Михееву летом 1941г. было поручено проведение расследования по делу Г.И.Кулика: маршал обвинялся в гибели  значительной группировки войск РККА в «Белостокском котле» (там погибли три армии). Вывод Михеева, направленный им Г.М.Маленкову, был однозначен: Г.И.Кулик – «изменник и вредитель, подлежащий аресту и расстрелу»[3]. Были проведены аресты близких к Г.И.Кулику лиц; А.Н.Михеев быстро «добыл» от них «признательные показания» привычным уже для него способом – побоями. Однако Г.И.Кулик, вызванный к Сталину предъявил ему письменные директивы Г.К.Жукова и С.К.Тимошенко, которые он и исполнял – результатом этого и была военная катастрофа. Сталин понял, что вслед за Куликом придется расстреливать их тоже, а тогда вполне логично возникнет вопрос о персональной ответственности и его самого. Поэтому маршала Кулика «пришлось» простить[4]. А вот арестованные Михеевым люди из окружения маршала были казнены – хотя они либо исполняли его приказы, как командира, либо были вовсе ни при чем.

В июле 1941г. А.Н.Михеев стал начальником Особого отдела НКВД Юго-Западного фронта. Приказал сформировать заградотряды для «прекращения паники в прифронтовой полосе», лично участвовал в задержаниях дезертиров. Как правило, смертные приговоры выносились Михеевым без каких-либо «формальностей», на месте задержания. Но вскоре ситуация стала такой, что эти заградотряды пришлось бросать в бой с настоящим врагом, и самому Михееву тоже пришлось участвовать в боях. Так, только 20 июля 1941г. группа под командованием Михеева отразила 11 танковых атак гитлеровцев, к концу дня в живых осталось 8 человек из них всех[5].

В сентябре 1941г.,оказавшись в окружении («Киевский котел»), А.Н.Михеев неоднократно поднимал бойцов в рукопашные схватки, был дважды ранен. По ряду данных, именно А.Н.Михеев застрелил командующего фронтом генерал-полковника М.П.Кирпоноса, заподозрив его в намерении сдаться в плен[6]. Затем Михеев с группой сотрудников НКВД остался прикрывать выход из окружения раненых и беженцев недалеко от села Жданы Сенчанского района Украины, и 21 сентября 1941г. и был убит в бою. Почти все члены его группы также погибли.[7]

В 1953г., после уничтожения «банды Берия» А.Н.Михеев был посмертно лишен всех наград и воинского звания. Сделано это было в нарушение закона – без суда[8]. В 2008г. это решение было отменено. На здании УФСБ Архангельской области Российской Федерации установлена мемориальная доска в его честь, а на месте гибели Анатолия Николаевича и его группы недавно был установлен памятник.



[1] Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД. (1934-1941). М.,1999.

[2] Жигайло В.В. Школа военных инженеров. М.,1980.

[3] Брюховецкий Р.И.  www.viupetra.3dn.ru/publ/mikheev_an/15-0-349

[4] В этом  была одна из главных слабостей сталинского режима: опасаясь жестокого наказания за дела своих подчиненных, их начальники просто закрывали на них глаза и дезинформировали правительство относительно реального положения вещей. Сталин, искренне желавший расстрелами искоренить коррупцию и безответственность, «добился» обратных результатов… Следует заметить, что аналогичная слабость свойственна любому  диктаторскому режиму вообще.

[5] Семенов Ю.И. Комиссар госбезопасности. М.,1979. Книга эта – документально-художественная, однако фактура  в целом  верна.

[6] М.П.Кирпонос и в самом деле вел себя предельно странно. Подробнее об этом: Мухин Ю. Генеральская мафия. От Кутузова до Жукова. М.,2013. Другое дело, что по личной инициативе А.Н.Михеев  принять такое решение не мог – нужна была санкция Сталина. Неясны также обстоятельства гибели начальника штаба фронта В.И.Тупикова: предположительно, он был тоже застрелен Михеевым.

[7] Сойма В.М. Лубянка. 1917-1991. Энциклопедия укарьер и судеб. М.,2011.

[8] Лишал наград и званий всех, кто выше полковника, Президиум  Верховного Совета СССР на основании решения Военной Коллегии Верховного Суда. А в данном случае приаз о лишении наград и званий  подписал Н.С.Хрущев – на тот момент не занимавший вообще никаких государственных постов.